СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация преподавания нового курса ОРКСЭ и взаимодействие с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация преподавания нового курса и взаимодействие с родителями.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса принимает Управляющий совет образовательного учреждения с учетом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями.

Вести курс ОРКСЭ могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.

Преподавать новый курс будут педагоги школы - учителя начальных классов, учителя гуманитарных предметов. При необходимости администрация школы может приглашать для проведения уроков по отдельным модулям педагогов из других образовательных учреждений, но они должны иметь опыт работы со школьниками, а также свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации, дающее право преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе. Такие специализированные курсы в обязательном порядке проходит каждый учитель, преподающий тот или иной модуль.

На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34. Учебный процесс рассчитан на 2 четверти: последняя четверть 4 класса (17 уроков) и первая четверть 5 класса (17 уро­ков).

Разделение двух учебных четвертей трёхмесячными летними каникулами обусловлено тем, что апробация любого нового курса всегда сопровождается некоторыми допустимыми рисками. В массовую образовательную школу вводится курс, имеющий чётко выраженную нравственную, воспитательную направленность. Изучение курса в общеобразовательных школах будет сопровождаться проведением широких социологических исследований с целью выявления отношения родителей, школьников, педагогов, общественности к новому курсу. Трёхмесячный перерыв между двумя учебными четвертями позволит собрать все необходимые данные, оценить их, при необходимости внести коррективы в учебно-воспитательный процесс. Летняя пауза даст возможность и самим родителям объективно и спокойно рассмотреть первые результаты изучения ребёнком «Основ религиозных культур и светской этики», оценить влияние нового курса на характер семейного воспитания.

В третьей четверти 4 класса администрация школы должна провести родительское собрание, на котором родители ознакомятся с задачами нового курса, его структурой, основным содержанием, с тем, как будет организовано его изучение. Учителей-тьютеров дополнительно подготовят к организации и проведению данных родительских собраний.

Учащийся изучает один из модулей с его согласия и по выбору родителей (законных представителей). Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается.

Управляющий совет образовательного учреждения должен обязательно принимать участие в организации процедуры выбора учащимися и их родителями учебного модуля.

Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.

При выборе модуля, а также во время летних каникул родителям рекомендуется сделать следующее:

1. Ознакомиться с содержанием всех модулей курса, для этого по возможности посетить школьную библиотеку и посмотреть содержание учебников по каждому модулю. Сделать выбор учебника.

2. Выслушать на родительском собрании учителей, которые будут вести модули. Выбрать учителя.

3. По возможности поговорить с учителем. Поскольку образовательный процесс в рамках нового курса ориентирован на решение воспитательных задач, важно оценить не только профессиональные, но личностные качества педагога.

4. Посоветоваться с классным руководителем и сделать окончательный выбор модуля и учителя.

В конце третьей или в начале четвёртой четверти должно быть проведено ещё одно родительское собрание. Его проводят учителя с родителями детей, которые будут изучать или уже изучают данный модуль. На этом собрании учитель детально знакомит родителей с содержанием уроков, с формами и методами педагогической работы с детьми, с особенностями избранного модуля. Но главная задача собрания — согласовать действия учителя и родителей в совместном процессе нравственного воспитания школьников.

Третье родительское собрание должно пройти в начале — середине первой четверти 5 класса. Его задача — подготовка учащихся и их родителей к завершающему этапу изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Его заключительный, четвёртый раздел называется «Духовные традиции многонационального народа России» и рассчитан на 4 урока, а также может (на усмотрение педагогического совета школы) включать дополнительные часы для проведения праздничных внеучебных мероприятий. В это время школьники, изучавшие прежде разные модули, вновь соберутся вместе, чтобы подготовить и представить такие индивидуальные и коллективные творческие проекты как, например: «Как я понимаю православие?», «Ислам — религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка (отец, брат) — защитник Родины», «Традиции и ценности моей семьи» и др. При подготовке таких проектов школьникам потребуется деятельное участие родителей, привлечение их жизненного и нравственного опыта, использование материала семейных архивов.

На родительском собрании педагоги знакомят родителей с тематикой творческих работ, дают необходимые рекомендации по их подготовке. На этом же собрании учителя и родители должны обсудить порядок подготовки и проведения школьного праздника, посвящённого Дню народного единства, отмечаемого 4 ноября, который может стать школьно-семейным и пройти под девизом «Мы разные, но мы вместе».

На школьном празднике по окончании курса не только гостями, но и непосредственными участниками будут родители обучающихся. Важно создать атмосферу праздника на основе совместного ознакомления с культурными богатствами народов нашей страны.

7. Организация работы с родителями.

Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» трудно переоценить. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

В дополнение к вопросам-заданиям, которые будут формулироваться учителем на уроке, на последних уроках четвёртой четверти 4 класса предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный за четверть материал и также предусматривающие посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.

В целом по новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.

Для того чтобы сделать более продуктивным взаимодействие семьи и школы, вовремя реагировать на тревоги и сомнения родителей, занятия по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» должны быть открытыми для посещения родителями. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда двери перед семьёй закрыты педагогическими амбициями: мы специалисты, знаем, что делаем, а эти обеспокоенные родители только мешают процессу. В данном случае такая позиция становится невозможной. Успешность учебно-воспитательного процесса в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи, педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников. Все, кто будут участвовать в апробации нового курса, открыты для общения и обсуждения возникающих проблем.

8. Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики», наиболее часто задаваемые вопросы и опасения родителей.

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызвал немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их:

«В школу придут священнослужители».

Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности.

В своём вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 г. Президент России Д. А. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.

«Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер».

Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.

Каким будет преподавание нового курса, в первую очередь зависит от того, кто будет учить. Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые прошли специальную подготовку, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что педагоги за две четверти, отведённые на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее, если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя.

Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.

Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, на занятиях факультатива, во время экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один пример: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.

Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

«Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними».

Тот факт, что уча­щиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

o Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.

o Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

o Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

o Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

o Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

o Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения

14.04.2016 13:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!