СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. На сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.
Педагогика интенсивно разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Для выполнения каждого нового проекта, задуманного самим ребенком, группой, классом, необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему следует добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
При работе с младшими школьниками следует помнить о возрастных особенностях учащихся. Проект в начальной школе не может быть сложным. Задание должно соответствовать уровню знаний и умений учеников, отражать их интересы.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
В отличие от других технологий, проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты. В методе проектов на первое место становится деятельность.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности:
- обучение планированию;
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- умение анализировать;
- умение составлять письменный отчет;
- формировать позитивное отношение к работе.
В процессе проектной и исследовательской деятельности детей наиболее эффективно формируются следующие учебные умения: познавательные, практические, самоконтроль, организационные и оценочные.
Проектная задача имеет свои особенности. Перед постановкой задачи обязательно должна быть описана проблемная ситуация, которая содержится в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий может требовать разных стратегий её решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися).
Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования.
Применение новых технологий на уроках и во внеурочной деятельности способствует не только поддержанию интереса и обеспечению высокого уровня знаний, но и повышает общий интеллектуальный уровень учащихся.
Типы проектов:
- Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов применения их на практике (например, проект “Новогодний плакат”).
- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов (например, проект “Мой родной край”).
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете (например, создание Книжки-раскладушки).
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, о которых нужно заранее договориться. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы.
- Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
- Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы (например, проблемы сохранения окружающей среды). Такие проекты требуют чёткой координации работы всех участников, хорошо проработанные формы контроля и итоговой презентации.
По количеству участников проекта, можно выделить проекты: личностные; парные; групповые; по продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными; долгосрочные, средней продолжительности.
На мой взгляд, каждый из этих проектов может быть использован в любом классе, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:
- наличие значимой проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;
- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовка - проведение вводной беседы с целью: формирования первичного представления об изучаемом объекте; формирования интереса к данной теме; создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности.
2. Организация проектной деятельности:
- выбор темы и целей через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование;
- определение количества участников проекта, состава группы. Учащиеся обсуждают темы с учителем, который оказывает помощь в постановке целей.
3.Обсуждение плановой работы:
- определение источника информации;
- планирование сбора и анализа информации;
- планирование итоговой формы представления результата;
- выработка критериев оценки результатов работы.
4.Распределение обязанностей среди членов команды.
5. Представление результата работы (презентация). Представление результата может быть в разнообразных формах (отчёт, ответы на вопросы, формулировка окончательных выводов).
6. Оценка процессов и результатов работы. Оценивание усилий учащихся, качества использования источников.
Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий, занимает длительный период, то можно привлечь и родителей. При этом важно, чтобы они не брали на себя выполнение работы над проектом, а могли помочь советом, информацией, организацией работы в оформлении проекта. На этапе погружения в проект родители помогают в выборе темы, в формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе подготовки консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и в выборе способов систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На этапе информационно-поискового – наблюдают, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов проектной деятельности. На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, выступают в качестве эксперта. Педагогическое сопровождение учителей и родителей ставит каждого ребенка в позицию активного участника, создает ситуацию успеха, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, так как позволяет реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика, и родителя.
Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, создает благоприятные условия для начала исследовательской деятельности в начальной школе.
© 2016, Прохорова Наталья Александровна 747