СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оригинальное начало урока
Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Каким же должно быть начало урока? Конечно, увлекательным! Но как добиться этого? Каковы же цели организационного этапа урока? Организационный момент урока предназначен для создания у учащихся данного этапа положительного рабочего настроя и требует от учителя: творческого подхода; вариации различных приёмов; поиска своеобразных форм, отвечающих содержанию урока; собственного стиля педагогической деятельности.
Целью является создание психологического настроя учащихся, вовлечение их в учебный процесс, создание ситуации успеха. Психологический настрой – это эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.
Нетрадиционное начало урока требует привлечения яркого, необычного, дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию) и использование нестандартных заданий. Первые слова учителя на уроке, это как первая фраза актера после выхода на сцену. Задача педагога – с первых минут урока удержать внимание учащихся, вызвать у них интерес, способствовать созданию атмосферы взаимопонимания. Существует разнообразное множество приемов, которые позволяют начать урок оригинально и красиво. Интерес, который был пробужден в начале урока, необходимо поддерживать до конца, иначе он угаснет. Если реально подходить к данному вопросу, то на придумывание таких изюминок у учителя часто не остается сил и времени. Выход из данной ситуации всегда есть: необходимо создавать свою копилку знаний. Каждый учитель должен помнить, что как произнесены первые слова и от того, что за этим последует, зависит многое в успехе урока. Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с организационного этапа. Это кратковременный, но важный этап. Задача этого этапа – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. Петербургский учитель А.А. Окунев в своей книге «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдёт», если он не будет начинаться по новому: середина и конец могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным.
Организационный этап нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Он предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Он требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока. Организационный момент включает в себя организацию внимания, мобилизирующее начало урока, актуализацию знаний учащихся. Для того чтобы быстро включить детей в работу, я стараюсь заинтересовать учащихся, вовлекая их в активную работу уже с самого начала урока. Выполнить эту задачу мне помогают рифмованные стихи, психологические настрои, различные установки на урок, девизы, Благодаря этому дети становятся более открытыми, у них возникает положительный эмоциональный настрой на весь урок.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
. Для решения этой задачи урока можно использовать «активные методы и приемы обучения».
«Активные методы» - это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
«Привлекательная цель»
Формула: пред учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
«Удивляй»
Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.
«Отсроченная отгадка»
Формула 1: в начале урока учитель задает загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на уроке
Формула 2: загадку (интересный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие
«Фантастическая добавка»
Формула: Учитель добавляет реальную ситуацию фантастикой (изменить значение любого параметра, который обычно остается неизменным, рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения)
Прием - коммуникативная атака.
Смысл его в том, чтобы в начальный период взаимодействия аудиторию увлечь, мобилизовать, «собрать» - назовите как угодно, чтобы дать сразу «что-то такое», что заставило бы учеников моментально включиться в урок.
Направления коммуникативной атаки
Что-то интересное, «захватывающее» аудиторию (от алмаза за Вазир-Мухтара до вопроса «кто видел в зоопарке волка?»
Приемы:
Перечислю лишь некоторые способы организации начала урока
Неверный ответ.
На доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?
а) Добрый уход за инструментами, порядок на рабочем месте.
Порядок дела не портит.
Порядок - душа всего дела.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Каждой вещи - свое место.
б) Делать аккуратно, добротно.
Криво да косо клеймом не поправишь.
Одно кривое окно весь фасад портит.
Делать как - нибудь, так никак и не будет.
По работе и работника знают.
В дыму не печь виновата.
Лучше сидеть сложа руки, чем делать спустя рукава.
в) Иметь навык.
Без умения и сила не причем.
Не тот молодец, кто нашел себе дело, а тот молодец, кто исполняет умело.
Умелый тоже ошибается, да скоро поправляется.
Умелые руки - помощники науки.
У кого сноровка, тот и работает ловко
г) Ценить мастера.
Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.
Мастерские руки - от доброй науки.
Работай руками и головой - будешь передовой.
Семь раз отмер, один раз отрежь.
д) Держать ритм.
Кто не идет вперед, тот отстает.
На час опоздаешь- годом не наверстаешь.
Чтобы не спешить, надо не опаздывать.
Чтобы не ошибиться, надо не торопиться.
Наскоро делать - переделывать.
На скору ручку - комком и в кучку.
е) Ум, обучение.
Повторять да учить - ум точить.
Лишний ум не помеха.
Учиться никогда не поздно.
Кто кончает учиться, тот кончает расти.
Не выучит школа, выучит охота.
Была бы охота, а выучиться можно.
Не помучишься - не научишься.
Учащиеся при входе в класс должны назвать дежурному «пароль», т.е. любой термин по изучаемой теме.
Шарады
В тетради я бываю Косая и прямая. В другом совсем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (ЛИНЕЙКА)
Я с Л смягченным - под землей, Бываю каменный и бурый, А с твердым - в комнате моей В геометрической фигуре. (УГОЛЬ - УГОЛ)
С С можешь в булочной купить, С Ш в бане себя мыть С М тебя я одеваю,
С Л собачкой завожусь,.
С Ч над морем я летаю, С Г в машине нахожусь,
(САЙКА - ШАЙКА - МАЙКА - ЛАЙКА - ЧАЙКА - ГАЙКА )
вид ткани – 4 буквы, лесной зверек -2 буквы, а вместе - изделие для соединения различных элементов.
(КРЕПЁЖ)
Ребусы
(ВАТМАН)
(МАСШТАБ)
(СОПРЯЖЕНИЕ)
Учащимся предлагается из набора(?) чертежей отобрать те, которые относятся к теме урока и обосновать свой выбор.
Хочется, чтобы каждый урок был интересным, ярким, запоминающимся. Чтобы и сильные, и слабые ученики на уроке работали творчески, умели грамотно рассуждать, мыслить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. И урок стал для них не мучительным времяпровождением, а увлекательным занятием. Каждый испытал успех. Начало урока – один из важнейших его моментов. Хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий в начале урока вызывает у учащихся удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом.
© 2018, Григорьева Елена Михайловна 18241