СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оригинальное начало урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оригинальное начало урока

Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Каким же должно быть начало урока? Конечно, увлекательным! Но как добиться этого? Каковы же цели организационного этапа урока? Организационный момент урока предназначен для создания у учащихся данного этапа положительного рабочего настроя и требует от учителя: творческого подхода; вариации различных приёмов; поиска своеобразных форм, отвечающих содержанию урока; собственного стиля педагогической деятельности.

Целью является создание психологического настроя учащихся, вовлечение их в учебный процесс, создание ситуации успеха. Психологический настрой – это эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

Нетрадиционное начало урока требует привлечения яркого, необычного, дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию) и использование нестандартных заданий. Первые слова учителя на уроке, это как первая фраза актера после выхода на сцену. Задача педагога – с первых минут урока удержать внимание учащихся, вызвать у них интерес, способствовать созданию атмосферы взаимопонимания. Существует разнообразное множество приемов, которые позволяют начать урок оригинально и красиво. Интерес, который был пробужден в начале урока, необходимо поддерживать до конца, иначе он угаснет. Если реально подходить к данному вопросу, то на придумывание таких изюминок у учителя часто не остается сил и времени. Выход из данной ситуации всегда есть: необходимо создавать свою копилку знаний. Каждый учитель должен помнить, что как произнесены первые слова и от того, что за этим последует, зависит многое в успехе урока. Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с организационного этапа. Это кратковременный, но важный этап. Задача этого этапа – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. Петербургский учитель А.А. Окунев в своей книге «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдёт», если он не будет начинаться по­ новому: середина и конец могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным.

Организационный этап нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Он предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Он требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока. Организационный момент включает в себя организацию внимания, мобилизирующее начало урока, актуализацию знаний учащихся. Для того чтобы быстро включить детей в работу, я стараюсь заинтересовать учащихся, вовлекая их в активную работу уже с самого начала урока. Выполнить эту задачу мне помогают рифмованные стихи, психологические настрои, различные установки на урок, девизы, Благодаря этому дети становятся более открытыми, у них возникает положительный эмоциональный настрой на весь урок.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

. Для решения этой задачи урока можно использовать «активные методы и приемы обучения».

«Активные методы» - это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

«Привлекательная цель»

Формула: пред учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

«Удивляй»

Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.

«Отсроченная отгадка»

Формула 1: в начале урока учитель задает загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на уроке

Формула 2: загадку (интересный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие

«Фантастическая добавка»

Формула: Учитель добавляет реальную ситуацию фантастикой (изменить значение любого параметра, который обычно остается неизменным, рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения)

Прием - коммуникативная атака.

Смысл его в том, чтобы в начальный период взаимодействия аудиторию увлечь, мобилизовать, «собрать» - назовите как угодно, чтобы дать сразу «что-то такое», что заставило бы учеников моментально включиться в урок.

Направления коммуникативной атаки

Что-то интересное, «захватывающее» аудиторию (от алмаза за Вазир-Мухтара до вопроса «кто видел в зоопарке волка?»

Приемы:

Перечислю лишь некоторые способы организации начала урока

Неверный ответ.

На доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?

  • Пословица, как эпиграф к уроку.

а) Добрый уход за инструментами, порядок на рабочем месте.

Порядок дела не портит.

Порядок - душа всего дела.

Что на месте лежит, то само в руки бежит.

Каждой вещи - свое место.

б) Делать аккуратно, добротно.

Криво да косо клеймом не поправишь.

Одно кривое окно весь фасад портит.

Делать как - нибудь, так никак и не будет.

По работе и работника знают.

В дыму не печь виновата.

Лучше сидеть сложа руки, чем делать спустя рукава.

в) Иметь навык.

Без умения и сила не причем.

Не тот молодец, кто нашел себе дело, а тот молодец, кто исполняет умело.

Умелый тоже ошибается, да скоро поправляется.

Умелые руки - помощники науки.

У кого сноровка, тот и работает ловко

г) Ценить мастера.

Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.

Мастерские руки - от доброй науки.

Работай руками и головой - будешь передовой.

Семь раз отмер, один раз отрежь.

д) Держать ритм.

Кто не идет вперед, тот отстает.

На час опоздаешь- годом не наверстаешь.

Чтобы не спешить, надо не опаздывать.

Чтобы не ошибиться, надо не торопиться.

Наскоро делать - переделывать.

На скору ручку - комком и в кучку.

е) Ум, обучение.

Повторять да учить - ум точить.

Лишний ум не помеха.

Учиться никогда не поздно.

Кто кончает учиться, тот кончает расти.

Не выучит школа, выучит охота.

Была бы охота, а выучиться можно.

Не помучишься - не научишься.

  • Пароль.

Учащиеся при входе в класс должны назвать дежурному «пароль», т.е. любой термин по изучаемой теме.

  • Разгадай кроссворд/головоломку/шараду.

Шарады

В тетради я бываю Косая и прямая. В другом совсем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (ЛИНЕЙКА)

Я с Л смягченным - под землей, Бываю каменный и бурый, А с твердым - в комнате моей В геометрической фигуре. (УГОЛЬ - УГОЛ)

С С можешь в булочной купить, С Ш в бане себя мыть С М тебя я одеваю,

С Л собачкой завожусь,.

С Ч над морем я летаю, С Г в машине нахожусь,

(САЙКА - ШАЙКА - МАЙКА - ЛАЙКА - ЧАЙКА - ГАЙКА )

вид ткани – 4 буквы, лесной зверек -2 буквы, а вместе - изделие для соединения различных элементов.

(КРЕПЁЖ)

Ребусы

(ВАТМАН)

(МАСШТАБ)

(СОПРЯЖЕНИЕ)

  • «Выбери меня»

Учащимся предлагается из набора(?) чертежей отобрать те, которые относятся к теме урока и обосновать свой выбор.

Хочется, чтобы каждый урок был интересным, ярким, запоминающимся. Чтобы и сильные, и слабые ученики на уроке работали творчески, умели грамотно рассуждать, мыслить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. И урок стал для них не мучительным времяпровождением, а увлекательным занятием. Каждый испытал успех. Начало урока – один из важнейших его моментов. Хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий в начале урока вызывает у учащихся удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом.

23.01.2018 15:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!