СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ощущения младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности психического развития

Младший школьник

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Развитие познавательных психических процессов в млад­шем школьном возрасте характеризуется тем, что из дей­ствий непроизвольных, совершающихся непреднамерен­но в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.

Ощущения

  • Зрительные ощущения. У детей в возрасте от 6 до 14—15 лет острота зрения неуклонно повышается, увеличиваясь почти на 60 %. Между 7 и 10 годами (1—3 классы) она повышается на 45 %, а в возрасте от 10 до 12 лет она дает еще более резкий подъем — на 60 %, по сравнению с данными, полученными у первоклассников.
  • Суставно-мускульные ощущения играют особенно важную роль в выработке двигательных навыков. Тонкость этих ощущений повышается между 8 и 14 годами более чем на 50%.
  • Цветоощущения.

Известно, что дети 6—7 лет :

  1. хорошо различают основные хроматические цвета(красный, желтый, синий) и ахроматические цвета(черный, белый и промежуточные между ними се­рые цвета),
  2. могут правильно указать и подобрать цвет по образцу

3) различают оттенки цветовых тонов (школьники 1-го класса различают в среднем 3 оттенка красного цве­та, 2 оттенка желтого, совсем не различают оттенков зеленого и синего цветов),

4) знают названия многих цветовых тонов и их оттенков,

5) точно называют различные оттенки малонасыщенных цветовых тонов.

Затрудняются:

  • назвать цветовой фон,
  • правильно обозначить словом его оттенок,
  • подобрать цветовые тона на основе слова.

Если с учениками проводить специальные упражнения по различению оттенков всех основных цветовых тонов, то качество восприятия улучшается. Пример. В течение четырех дней дети ежедневно по пять раз раскладывали моточки шерсти «от самого светлого к темному». После выполнения каждой задачи детям объясняли ошибки и пра­вильно раскладывали перед ними мотки. После 20 заня­тий была произведена проверка результатов обучения: дети стали различать в среднем красного цвета — 12 оттенков, желтого — 10, зеленого — 6, синего — 4.

  • Острота слуха возрастает постепенно, достигая мак­симального развития только к 14—19 годам.
  • Фонематический слух также постепенно развивает­ся в условиях систематической работы на уроках чте­ния, письма, развития речи. Возрастает тонкость и точность фонематического слуха, что помогает пра­вильному письму.

В процессе чтения и письма большое значение имеет проговаривание — речевые кинестезии (А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. К. Назарова, Л. Н. Кадочкин, Р. М. Боскис, Р. Е. Левина). Речевые кинестезии играют важную роль в тонком и точном восприятии звуковой речи, в уточ­нении процессов анализа и синтеза. Поэтому в процессе обучения ребенка грамоте предметом специальной работы должен быть слуховой и артикуляционный анализ слова.

  • В процессе обучения детей грамоте важное значение имеют кинестетические ощущения (связанные с де­ятельностью органов речи), двигательные и зрительные ощущения, возникающие в процессе письма. Происходит значительное развитие тонкости и точости движений руки в процессе обучения детей письму (Е. В. Гурьянов).
09.06.2018 15:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП