СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные принципы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принцип самодеятельности. Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно такая деятельность предоставляет уче­нику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем реп­родуктивная деятельность. Возможность приобретения права выбора собственной предмет­ной деятельности дает ученику необходимость самостоя­тельного анализа результатов и последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследова­ния. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагога­ми, он становится партнером и сотрудником взрослого.

Принцип доступности исследования. Занятие проектной и учебно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачас­тую на высоком уровне трудности. Педагог должен помнить, что по­нятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он име­ет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конк­ретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого — просто и доступно. Поэтому, педагог, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, должен дать ему возможность само­стоятельно определить степень ее сложности, самостоятельно ее вы­брать, чтобы потом школьник не бросил заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над ней.

Принцип естественности. Тема исследования, за которую берется школьник, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и вы­полнимой, интересной и настоящей. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам ее потро­гать, ощутить возможности решения проблемы, стать первооткрыва­телем без подсказки и руководства учителя.

Принцип наглядности или экспериментальности. В исследова­тельской деятельности человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким обра­зом, принцип наглядности — достаточно широкое понятие и выходит за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и яв­лений и позволяет ученику экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.

Принцип осмысленности. Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осозна­ваться и осмысливаться, а вся деятельность его в ходе исследования должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования — не готовые выкладки, сформулиро­ванные взрослым, а плод раздумий ученика. Осмысление проблемы происходит в самостоятельной деятельности. Только тогда ученик в состоянии раскрыть причинно-следст­венные связи между отдельными компонентами исследования, свои­ми словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений, неожиданных результатов, полученных в ходе исследования. Процесс осмысления проблемы, ее обдумывания требует сложной мыслитель­ной деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обоб­щение. Именно процесс осмысления исследования дает ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совер­шать логические умственные операции, формирует способность пере­носить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию.

Принцип культуросообразности. Воспитание у ученика культуры соблюдения научных традиций, научного исследо­вания и новизной и оригинальностью подходов в его решении науч­ной задачи. Принцип культуросообразности можно считать принци­пом творческой исследовательской деятельности, когда ученик прив­носит в исследование что-то свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущениями и мировосприятием, что позволяет сделать исследование неповторимым и оригинальным.

24.04.2015 15:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП