СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектирование – в педагогике процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов обучения.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и получение в результате объективно новых научных знаний.
Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Основная форма деятельности – исследование.
Основные этапы научного исследования:
1. Выбор области исследования. Темы работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной).
2. Выявление и определение проблемы:
- проблема, актуальная для теории и практики;
- проблема малоисследованная;
- «белые пятна» проблемы.
Формулирование темы и ее обоснование.
3. Определение научного аппарата исследования.
4. Составление плана и графика работы.
5. Сбор, изучение и анализ информационных источников по проблеме исследования (литература, интернет-ресурсы, архивные данные, опрос населения и др.).
6. Разработка гипотез, концепции исследования. Планируемые результаты.
7. Выбор методики исследования.
8. Проведение исследований на основе выбранной методики и в соответствии с планом работы.
9. Обработка и систематизация результатов исследования. Подготовка заключения по итогам исследовательской работы.
10. Описание содержания работы (пояснительная записка).
11. Представление (презентация) результатов исследования.
Основные характеристики учебно-исследовательской деятельности
1. Цель – получение новой информации.
2. Результат исследования заранее неизвестен.
3. В результате исследования возникают новые вопросы для последующего изучения.
4. Исследовательская работа не ограниченна четкими временными рамками.
5. Результат исследовательской деятельности – интеллектуальный творческий продукт, который может быть представлен в виде: научных тезисов, научной статьи, устного доклада.
6. Методы получения информации:
- анализ документов,
- научное наблюдение,
- методы опроса (интервью),
- анкетный опрос,
- эксперимент.
7. Формы работы: экспедиция, научно-практическая конференция, научный семинар, экологический практикум, научное общество, лабораторный практикум.
8. Умения учащихся, необходимые для занятий исследовательской работой:
- исследовательские,
- оценочные,
- информационные,
- аналитические.
9. Качества, развивающиеся у учащихся в процессе исследовательской работы:
- наблюдательность,
- внимательность,
- аналитические навыки.
Формы организации учебно-исследовательской работы на уроках:
1. Урок – исследование.
Урок – лаборатория.
Урок – творческий отчет.
Урок изобретательства.
Урок «Удивительное рядом».
Урок – рассказ об ученых.
Урок – защита исследовательских проектов.
Урок – экспертиза.
Урок открытых мыслей.
2. Учебный эксперимент.
3. Домашнее задание исследовательского характера.
Формы организации учебно – исследовательской деятельности на внеурочных занятиях:
- исследовательская практика учащихся;
- образовательные экспедиции – походы, поездки, экспедиции с четко обозначенными познавательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета;
- ученическое научно-исследовательское общество;
- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, которое предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
© 2015, Замалядинова Оксана Владиславовна 580