СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
« ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Подготовила Воспитатель 1 квалификационной й категории Лупарева Н. П
2015 г. Овладение чтение и письмом предполагает определенного уровня подготовки детей., который формируется в процессе их естественного развития. У детей, страдающих нарушением речи, этот уровень недостаточен. Отсюда большое значение придается подготовительному периоду обучения, благодаря которому формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты. Обучение грамоте- не самоцель, а необходимое звено в общей системе работы по формированию правильной речи у детей. Поэтому необходима тесная взаимосвязь между обучением грамоте, формированием правильного произношения и развитием речи.
1. Обучение грамоте ведется только на правильно произносимых звуках и словах. Опора на правильное произношение нужна с целью предотвращения трудностей в различении и выделении звуков из живой речи и в правильном их соотнесении с соответствующими буквами, а отсюда- в предупреждении специфических дисграфических ошибок. Каждый звук изучается сначала на занятиях по произношению и лишь после того, как достигнуто правильное произношение, на занятиях по грамоте проходится соответствующая буква. 2. Порядок прохождения звуков и букв на занятиях по произношению иной, чем в массовых группах. Он подчинен доступности различения и усвоения звуков детьми с недоразвитой речью. В первую очередь изучают те звуки и буквы, которые по своей артикуляции представляют наименьшую трудность и произносятся детьми в основном правильно( гласные, м, п, т, к, х, н, в) Исключения могут составлять такие звуки, как Ы, С,Л. Затем постепенно начинают работу со звуками и буквами, ранее неправильно произносимыми, которые на специальных занятиях по коррекции произношения исправляются одними из первых.
3. Темп прохождения звуков и букв на уроках грамоты более растянут, чем в массовых группах.
4. Большое внимание отводят развитию навыка быстро ориентироваться в звуко- буквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики и правописания.
5. Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используют в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов и умели соотносить слова с определенными предметами и явлениями действительности. Этот материал должен быть заранее отработан на уроках развития речи.
6. На протяжении всего периода обучения грамоте ведется углубленная работа, обеспечивающая формирование морфологических обобщений, восполняющая пробелы в лексико-грамматическом развитии детей и подготавливающая их к усвоению правописания.
7. Углубленная работа по развитию и уточнению речевого запаса и морфологического анализа слова вырабатывает у детей готовность к сознательному усвоению правил правописания и грамматики, создает возможность раннего усвоения правил.
8. Обучение грамоте строится на основе вышеуказанных общих положений фронтальным способом. Однако наряду с ним должен осуществляться индивидуальный подход к детям в соответствии с особенностями нарушения речи каждого ребенка. Кроме того, следует учитывать характерологические особенности каждого ребенка и усвоение им программного материала.
© 2015, Лупарева Нина Петровна 517