СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности произношения детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы логопеда

Особенности произношение детей младшего дошкольного возраста

К трем годам ребенок уже в значительной мере овладевает речью, но она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Младшему дошкольнику в связи с его возрастными особенностями свойственно «физиологическое косноязычие», ко­торые являются нормальным возрастным этапом становления речи.

  1. Наи­более характерна для многих детей трех лет общая смягченность речи: «лёзецька» (ложечка), «бутылёцька» (бутылочка), «дадють» (дадут) и т. п.
  2. Большинство трехлетних детей не произносит шипящих звуков ш, ж, ч, щ, обычно заменяет их сви­стящими: «лосадка» (лошадка), «сипсы» (щипцы), «нозик» (ножик), «мальцик» (мальчик).
  3. Не произносят трехлетние дети часто звук р, выпуская его совсем или заменяя другими звука­ми — л, ль, в, и: «каова», «кайова», «колова», «ковова» (корова), «лёза» (роза).
  4. Нередко искажается звук л, большей частью смягчается («столь») или заменяется и («стой» — стол).
  5. Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными к, г произносятся, как т, д («торова» вместо корова, «дусь» вместо гусь); также звонкие звуки заменяются глухими («шук» — жук).

Некоторые дети в 3—4 года достаточно хорошо владеют речью, но есть такие, речь которых совершенно непонятна. Раз­ный уровень развития речи детей зависит частично от их инди­видуальных качеств, но главным образом от той воспитательной работы, которую проводит с ребенком семья и детское учреж­дение. Звукопроизношение часто зависит от построения слова, от его звуковой структуры.

  1. Маленькие дети один и тот же звук в одном сочетании произносят, а в другом искажают, выпускают. Так, например, ребенок легко произносит звук р в сочетании с гласными, и тот же ребенок не выговаривает р в сочетании с согласными (роза, рука и «тлюба», «клюжочек»).
  2. Маленьким детям трудно дается произношение двух – трех рядом стоящих согласных звуков и, как правило, один из этих звуков или выпускается, или искажается (хотя изолиро­ванно ребенок этим звуком вполне владеет): (с)тол, (с)нег, ма(ль)чик, (х)леб.
  3. Нередко в слове уподобляется один звук (обычно более трудный) другому, имеющемуся в том же слове: «ковова», «бабака», «мумага», «не мамаю» (не поймаю), «потатаемся» и т. п. Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука; один звук, имеющийся в слове, уподобляется другому, так как ребенок его легче уловил и запомнил: «коклетка», «длиннососый» вместо длинноносый, «берарусский» вме­сто белорусский.
  4. Наиболее частым искажением речи ребенка яв­ляется сокращение слов за счет выпуска трудно произносимых звуков или целых слогов в длинных или незнакомых словах: «тамвай», «туба», «бабан», «атабиль», «тефон».
  5. Очень часто, ма­ленькие дети делают в слове перестановки звуков и целых сло­гов: «клювка» (клюква), «сафоль» (фасоль), «мнеможко» (не­множко), «аплесин» (апельсин), «чедоман» (чемодан) и т. п.

Долго существовал совершенно неправильный взгляд, соглас­но которому звуковая сторона речи ребенка якобы развивается самостоятельно, без специального воздействия взрослых, ребе­нок будто бы постепенно изживает неправильности своей речи и практически овладевает правильным произношением. В дей­ствительности невмешательство в процесс формирования дет­ской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Разумная семья всегда старается воздействовать на форми­рование речи ребенка, начиная с самых ранних лет его жизни. Своеобразным «обучением» являются речевые игры: игры в по­дражание — «ку-ку», «голоса животных» и т. п. Здесь родители не только привлекают слуховое внимание, но и побуждают ре­бенка к речи, заставляют повторять звуки.

В более позднем возрасте ребенка учат правильно произно­сить звуки и слова. Народная педагогика также дает блестя­щие образцы своеобразного обучения ребенка речи. Потешки, песенки, прибаутки являются ценным материалом для восприя­тия и усвоения музыки родной речи. Многие прибаутки, прекрас­ные по содержанию, богаты и нужными для ребенка звучания­ми— эта та своеобразная игра звуками, игра словами, посред­ством которой, по словам Горького, «ребенок учится тонкостям родного языка».

Чем иным, как не игрой звуками, словами, можно назвать такие песенки и потешки, как, например:

«Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду! «Ток, ток, тока – ток, «Ай, качи – качи – качи,

Сидит ворон на дубу» Что ни день, то моток» Под подушкой калачи. В ручках прянички, В ножках яблочки»

Такое многократное повторение простых звучаний очень по­лезно для развития речи ребенка. Взрослые учат ребенка на примере своей речи, активно по­буждая его к подражанию. Если в семье нет этого своеобразно­го обучения, то развитие речи ребенка может задержаться.

Развитие речи не происходит самотеком. Несомненно, между детьми существуют большие индивидуальные различия: одним достаточно хорошего примера взрослых, другие нуждаются в бо­лее активной помощи.

В семье постоянное общение ребенка с родителями, со стар­шими детьми (при достаточной заботе о ребенке) способствует правильному развитию его речи.

В каких случаях Вам нужно получить консультацию у лого­педа?

  1. Если в возрасте двух лет ваш ма­лыш все ещё не начал говорить.
  2. Во время речи вы видите, как у ребёнка между зубами высовывается кончик языка или раздуваются щёки, а речь при этом носит «хлюпа­ющий» оттенок.
  3. Когда ребёнок говорит, его голос звучит с носовым оттенком, то есть ребёнок «гнусавит».
  4. Ваш ребёнок заикается.

Не оттягивайте с визитом к ло­гопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить непра­вильно у ребёнка закрепляется и хуже поддаётся коррекции.

По книге Р.Рожденственской, Е.Радиной «Воспитание правильной речи»

Успехов Вам!

Категория: Логопедия
08.12.2021 09:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!