СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психического развития детей и подростков с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические и практические аспекты

обучения умственно отсталых детей. Монография.

Пчельникова Евгения Михайловна – магистр специального (дефектологического) образования, учитель-логопед МБОУ СОШ № 1 Аксайского района Ростовской области.

Глава 2. Особенности психического развития детей и подростков с умственной отсталостью

Характеристики психического развития умственно отсталых детей и подростков содержатся в работах В.И. Лубовского, В.В. Лебединского, Д.Н. Исаева, А.М. Шипицыной и др.

Легкая умственная отсталость. Для лиц с лёгкой умственной отсталостью показатели интеллектуального коэффициента составляют 69-50 баллов [75, с. 37].

Как указывает Ю. В. Борисова, в основе умственной отсталости лежит недоразвитие когнитивной сферы, сочетающееся с изменениями эмоционального реагирования [5, с. 48]. Ребёнок с лёгкой степенью умственной отсталости и обладающий хорошими вниманием и механической памятью вполне способен пройти обучение по специальной [коррекционной] программе. Такая программа сформирована на основе конкретно-наглядных методов обучения и существенно облегчает овладение математикой, письмом, чтением и рядом других предметов, поэтому ребенок в течение восьми и более лет вполне способен ее освоить. В перспективе дети приобретают профессиональные навыки и могут самостоятельно осуществлять трудовую деятельность. Установленный в детском возрасте диагноз «умственная отсталость» в дальнейшем редко пересматривается, что определяет необходимость изучения социального аспекта данной проблемы [33, с.48].

А.М. Шипицына обращает внимание на то, что лица, имеющие лёгкую степень умственной отсталости имеют некоторую задержку в приобретении речевых навыков. При этом большая часть таких людей овладевает необходимой способностью для использования речи в повседневных целях, участия в беседе и её поддержания. Тем не менее их речь связана с характерными фонетическими искажениями, ограниченностью словарного запаса, недостаточностью понимания слов (например, «слова-клички»), значения употребляемых слов не совсем точное. Человеческое слово не используется ими в полной мере как необходимое средство общения [75, с. 37]. Активный словарь таких лиц отстает от пассивного. Умственно отсталый человек понимает значительно больше, чем говорит сам. Его активный лексикон не только односторонен, но и значительно перегружен общеупотребительными штампами (например, одними и теми же словосочетаниями). Грамматический строй в части согласованности слов нарушен, что связывается с редким использованием слов (прилагательных, предлогов и союзов), отсутствующими в их активном словаре. Фразы у таких лиц односложные, бедные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания, прочитанного или услышанного. В некоторых случаях отмечаются признаки общего речевого недоразвития.

Развитие умственно отсталого ребенка определяется одновременно и биологическим, и социальным факторами [16, с. 97]. Создание адекватного ориентирования в окружающей среде затруднено и связано с сужением и замедлением зрительного, слухового, кинестетического, тактильного, обонятельного и вкусового ощущений и восприятий. Для умственно отсталого человека недостаточно развитое восприятие не позволяет получить верное представление о том, что находится вокруг него и что такое он сам.

Человек с лёгкой степенью умственной отсталости недостаточно улавливает сходство и различие между явлениями и окружающими его предметами, не ощущает оттенки цветов, неверно оценивает глубину и объем свойств различных предметов, что обычно объясняется затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой лицом информацией [74, с. 37].

Умственно отсталому лицу всегда требуется больше усилий для привлечения произвольного внимания, т.к. оно у него нецеленаправленное, нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Эти особенности создают умственно отсталому ребенку не только значительные трудности, но и препятствуют овладением школьной программы и элементами самообслуживания.

В структуре общего психического недоразвития при умственной отсталости ведущая роль принадлежит недоразвитию познавательной сферы и особенно ее высших форм – абстрактного мышления [69, с. 27]. Мышление у таких лиц конкретное, всегда ограничено непосредственным опытом и связано с необходимостью обеспечения своих текущих потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное. Способность умственно отсталых лиц к отвлеченным процессам снижена, слаба при этом регулирующая роль мышления в их поведении. Умственно отсталый ребенок не может планировать свою активность по определённым этапам, и конечно, не способен заранее предусмотреть какие-то последствия. Также дети с легкой умственной отсталостью испытывают трудности при выполнении операций анализа и синтеза [6, с. 68].

Память умственно отсталых лиц характеризуется быстротой забывания, неточностью воспроизведения, отличается замедленностью и непрочностью запоминания. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. Однако, Шипицына А.М. отмечает, что механическая память зачастую оказывается сохранной и вполне сформированной. Но умственно отсталые лица обычно запечатлевают только внешние признаки явлений и предметов. У них большие затруднения вызывают воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях [75, с. 38].

Эмоции человека с лёгкой степенью умственной отсталости неадекватны и недостаточно дифференцированы. Как указывает Т.А. Колосова, в силу интеллектуальной неполноценности такие лица некритично оценивают свои действия и их последствия (21, с. 190). Эмоции не всегда соответствуют значимости изменений, которые происходят с самим умственно отсталым человеком и вокруг него. Такие лица бурно радуются, например, когда нужно было бы лишь улыбнуться, и не умеют сдерживать гнев или агрессию, в случаях, когда следовало бы лишь рассердиться.

У людей с лёгкой степенью умственной отсталости с трудом формируются высшие чувства: нравственные, эстетические, гностические и др. В связи с этим не характерно проявление ответственности и удовлетворения в завершении работы. Преобладают непосредственные переживания их деятельности и конкретных жизненных обстоятельств. Если у лица с лёгкой степенью умственной отсталости возникла неудовлетворенность, связанная с отказом в получении увиденного объекта (игрушки или сладостей), то это может быть причиной его несдержанного гнева. Настроение, как правило, неустойчивое.

Существующее мнение о том, что степень эмоционального недоразвития, как правило, соответствует глубине интеллектуального дефекта, на практике не всегда находит подтверждение. Д.Н. Исаев подтверждает, что некоторая часть лиц с лёгкой степенью умственной отсталости может быть способной переживать по поводу своих ограниченных возможностей. Поэтому, необходимо обратить внимание на то, что эти лица входят в группу повышенного риска по возникновению невротических расстройств [19, с. 125].

Лица с лёгкой степенью умственной отсталости могут отличаться произвольной активностью, которая имеет признаки: слабость побуждений, недостаточность инициативы, безудержность побуждений, внушаемость и упрямство, слабость социальных, личностных мотивов. Все необходимые им решения зачастую могут приниматься по типу короткого замыкания. У таких лиц отсутствует борьба мотивов, а их поступки недостаточно целенаправленны и импульсивны. Поведение умственно отсталых людей может отличаться непоследовательностью, неожиданностью. Их поведение то отличается пассивностью, то может прерываться неожиданными и обычно неуместными поступками, что, конечно, затрудняет включение умственно отсталого человека к окружающей жизни [75, с. 39].

При наличии определенной зрелости личности умственно отсталых людей большинство из них могут достигать определённой независимости в быту и сфере ухода за собой. Такие люди могут умываться, одеваться, самостоятельно принимать пищу, управлять функциями кишечника и мочевого пузыря. Они овладевают домашними и практическими навыками, даже если их развитие всё же медленнее, чем обычно в норме.

Умеренная умственная отсталость. Умеренная умственная отсталость относится к средней степени психического недоразвития. Интеллектуальный коэффициент обычно составляет 49 – 35 [75, с. 40]. Она характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление у лиц с умеренной умственной отсталостью тугоподвижное, непоследовательное, конкретное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий.

У лиц этой категории медленно (запаздывание на 3-5 лет) развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Речь лиц с умеренной умственной отсталостью зачастую сопровождается дефектами. Такая речь аграмматична и косноязычна. Словарный запас у них беден и состоит обычно из наиболее часто используемых в быту слов и выражений. Как указывает Г.Н. Пирогова нарушения речи у детей с умеренной умственной отсталостью носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации [40, с. 57].

Статические и локомоторные функции недостаточно дифференцированы, а их развитие очень задержано. У лиц с умеренной умственной отсталостью нарушены точность и темп движений, координация. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега и не позволяет научиться прыгать. А.М. Шипицына отмечает, что людей с умеренной умственной отсталостью отличает моторная недостаточность, которая обнаруживается в 90 – 100% случаев [75, с. 40]. Умственно отсталые дети даже в подростковом возрасте с большим трудом принимают заданную позу и не способны ее сохранить в течение более чем несколько секунд. Переключение движений или быстрая смена поз и позиций вызывают большие сложности. Иногда двигательное недоразвитие может проявляться однообразными движениями, замедленностью их темпа, а также вялостью и неловкостью. У других умственно отсталых детей повышенная подвижность может сочетаться с беспорядочностью, нецеленаправленностью и некоординированностью их движений.

Развитие навыков самообслуживания у умственно отсталых детей отстает. Если присутствует особенно грубые дефекты моторного развития, то может исключаться и возможность формирования таких умений. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Часть пациентов могут нуждаться в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни [75, с. 40].

У всех людей с умеренной умственной отсталостью нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Игровая деятельность таких детей всегда затруднена. Это связано со слабым активным внимание, которое может препятствовать достижению любой поставленной, даже элементарной, цели.

Запас сведений и представлений у лиц с умеренно выраженной умственной отсталостью всегда мал. Образование отвлеченных понятий для них либо вовсе недоступно, либо значительно ограничено. Отмечается недоразвитие восприятия и памяти.

Небольшая часть лиц с умеренно выраженной умственной отсталостью (главным образом, за счет неплохой механической памяти) может добиваться ограниченных школьных успехов, осваивая основные навыки, которые необходимы для элементарного счета, чтения и письма. Специальные образовательные программы могут дать возможности для развития их ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. Особенностью лиц с умеренно выраженной умственной отсталостью является то, что освоенные знания они применяют с трудом, механически, как заученные штампы [75, с. 40].

При достижении зрелого возраста лица с умеренной умственной отсталостью обычно спокойные и поддающиеся руководству и способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного контроля (постоянные наблюдения и указания). Г.Г. Зак справедливо отмечает, что в этой связи, формированию коммуникативных умений, которые играют чрезвычайно важную роль в жизни человека, следует уделить должное внимание в работе с данными детьми [13, с. 31].

В своём исследовании А.М. Шипицына указывает, что, хотя независимое проживание у таких лиц достигается редко, но люди лиц с умеренно выраженной умственной отсталостью, в общем, физически активны, мобильны и большинство из них могут обнаруживать признаки определённого социального развития, что проявляется в общении с другими людьми, способности к установлению контактов и участию в элементарных социальных занятиях [75, с. 40].

У лиц с умеренно выраженной умственной отсталостью отмечается большая вариабельность при тестировании способностей. Некоторые из них достигают относительно высокого уровня по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков, по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи. В других случаях значительная неуклюжесть сочетается с некоторыми успехами в социальном взаимодействии (общении) и элементарном разговоре. Уровни развития речи различны: одни могут принимать участие в простых беседах, другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях (в еде, одежде, защите). Некоторые лица с умеренно выраженной умственной отсталостью так никогда и не смогут овладеть способностью пользоваться речью, хотя и могут понимать простые инструкции и усвоить значения ряда жестов, позволяющих им в некоторой степени компенсировать недостаточность речи.

Дети с умеренно выраженной умственной отсталостью могут обнаруживать аутистические проявления или другие общие расстройства развития, которые оказывают влияние на клиническую картину и необходимые абилитационные мероприятия (медицинские и воспитательно-педагогические меры по приспособлению к жизни). Одни из них добродушны и приветливы. Другие раздражительны, злобны, агрессивны. Третьи упрямы, лживы. У многих отмечается повышение и извращение влечений, в том числе и расторможенная сексуальность. Они склонны к импульсивным (неожиданным) поступкам.

У части детей лиц с умеренно выраженной умственной отсталостью могут появляться эпилептические припадки в форме расстройств сознания, которые сопровождаются судорогами. Не представляют исключения и неврологические симптомы (парезы, параличи). Умственная отсталость может сочетаться с нарушением развития органов тела: зубов, лица, глаз, ушей, головы, кожи, гениталий, внутренних органов, а также конечностей: кистей, пальцев [75, с. 41].

Умеренная умственная отсталость иногда сопровождается и другой психиатрической патологией. Её выявление затруднено, прежде всего с ограниченностью речевого развития и делает её зависящим от информации, которую можно получить, прежде всего, пот тех, кто близко знаком с пациентом. Большинство взрослых лиц с умеренной умственной отсталостью способны выполнять простые, неквалифицированные операции при условии постоянного наблюдения и руководства, учитывающего их индивидуальные и личностные качества, в условиях стабильности окружающей среды и неизменности предъявляемых к ним требований. Они нуждаются в социальной защите и помощи [22, с. 150].

Развитие коммуникативной функции у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для педагогов имеет практическую цель, так как является важной составляющей в организации занятий по социально-бытовой адаптации [58, с. 157].

Семья (особенно живущая в сельской местности и занятая сельскохозяйственным трудом) является оптимальной социальной нишей для лиц с умеренной степенью умственной отсталости. Можно обратить внимание на интересный опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых лиц со здоровыми людьми в Кемпхильских общинах [Camphill], руководствующихся антропософским учением Рудольфа Штейнера. Такие общины широко распространены в Германии, Англии, Норвегии и ряде других стран. Идут поиски путей оптимальной социальной реабилитации умственно отсталых лиц в разных направлениях, однако они далеки от своего решения [75, с. 41].

Тяжелая умственная отсталость. Лица с тяжелой умственной отсталостью имеют мышление не только очень конкретное, ригидное, но и лишенное способности к обобщению. Коэффициент умственного развития таких лиц находится в пределах 35 – 20 [75, с. 41]. По клинической картине, наличию последствий перенесенных органических повреждений и сопутствующих расстройств эта категория лиц во многом сходна с таковыми, страдающими умеренной умственной отсталостью. Для лиц с тяжелой умственной отсталостью характерны низкие уровни функционирования. У большинства из них наблюдается выраженная степень недоразвития моторных функций, нарушения координации или другая сопутствующая патология, указывающая на наличие клинически значимого повреждения или нарушенного развития центральной нервной системы.

Навыки самообслуживания для лиц с тяжелой умственной отсталостью затруднены. Они с большим трудом осваивают лишь некоторые. Часть из них не способна даже научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Г.С. Гоголевой отмечено, что в большей степени эти действия определяются структурой и выраженностью нарушений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [8, с. 76].

А.М. Шипицына обращает внимание на то, что лица с тяжелой умственной отсталостью могут ознакомиться лишь с самыми элементарными школьными знаниями, и их обучение связано с тренировкой навыков самообслуживания и освоением ориентировки в окружающей среде, развитием общения. Лица с тяжелой степенью умственной отсталостью могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь как средство общения, несмотря на серьезное ее недоразвитие, выделять людей, которые хорошо к ним относятся, кроме того, у них имеются элементы социализации эмоций [75, с. 41].

Вместе с тем, как отмечает А.Р. Маллер, дети с тяжелой умственной отсталостью, обладая относительно сохранным практическим интеллектом, способны к целесообразному употреблению орудий труда. Только в процессе практических занятий можно развивать у этой категории детей речь, корригировать недостатки мышления, формировать положительные эмоционально-волевые качества [27, с. 232].

Даже достигнув юношеского возраста, они способны овладеть лишь элементарными трудовыми процессами. Как правило, интеллектуальные нарушения сопровождаются выраженной неврологической патологией: параличами, парезами и др. Соматическая симптоматика у большинства этих больных — неотъемлемая часть клинической картины. У них наблюдаются пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов и внутренних органов, диспластическое телосложение, дисгенетические признаки и многое другое [37, с. 694].

Исаев Д.Н. указывает, что лица с тяжелой степенью умственной отсталости не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки [19, с. 130].

Глубокая умственная отсталость. Лица с глубокой умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями ЦНС составляют 14–15 % от общего количества детей с недоразвитием интеллекта [57, с. 295]. Они имеют коэффициент умственного развития ниже 20 и это означает, что они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций [75, с. 41]. Память, восприятие, внимание у них не развиты. Отсутствуют способности к элементарным процессам мышления. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь рудиментарные формы общения. Они не способны или мало способны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и поддержке. Как указывают Тебенова К.С., Рахметова А.М., Туганбекова К.М., Кулов А.Б., приоритетной задачей в отношении данной категории лиц является создание надлежащих условий и оказание поддержки в их социальной реабилитации, подготовке к жизни в обществе [63, с. 37].

Понимание и использование речи ограничивается, в лучшем случае, выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Чаще вместо речи — отдельные нечленораздельные звуки или слова с непониманием их смысла.

Потребности и действия носят примитивный характер, двигательные реакции хаотичные, нецеленаправленные, наблюдаются стереотипные раскачивания, двигательное возбуждение, без всяких внешних причин. У некоторых из детей имеется возможность для приобретения простых зрительно-пространственных навыков. Они при соответствующем контроле и руководстве могут принимать участие в приеме пищи за столом. Наиболее тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Их внимание ничем не привлекается. Такие больные с трудом ориентируются в пространстве. Реагируют только на боль. Выражение лица тупое. Съедобное и несъедобное не различают [75 с. 42].

Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, не умеют играть. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений (кусают свои конечности, бьются головой о стену, мебель). Часты проявления сексуального возбуждения — безудержный онанизм. Одни апатичны, вялы, другие злобны, раздражительны, крикливы, агрессивны.

Причиной глубокой умственной отсталости в большинстве случаев является последствия повреждений головного мозга: органических внутриутробных, родовых и других. Как правило, имеют место неврологические нарушения, оказывающие влияние на больного. Нередко наблюдаются эпилептические припадки [20, с. 68]. Могут быть серьезные соматические пороки развития и заболевания. Встречаются также расстройства зрения и слуха. Особенно часты такие общие расстройства развития, как атипичный аутизм [обычно в наиболее тяжелых формах]. Эти расстройства наиболее характерны для больных, неспособных самостоятельно передвигаться. Вопросы лечения и реабилитации умственно отсталых лиц тесно взаимосвязаны и охватывают широкий круг медицинских, педагогических и социальных мероприятий [31, с. 47].

Таким образом, умственная отсталость — это «сборная группа стойких непрогрессирующих патологических состояний с различной этиологией и патогенезом, но объединяемых по сходству основной, главной клинической картины наследственного, врожденного или приобретенного в первые годы жизни слабоумия, выражающегося в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и в затруднении социальной адаптации [75].

Среди лиц мужского пола легкая степень недоразвития встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин. При выраженных степенях интеллектуальной недостаточности количественной разницы между мальчиками и девочками не наблюдается [53, с. 653].

Категория: Логопедия
31.08.2018 21:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!