СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Особенности детей
с задержкой психического развития в общении».
В младшем школьном возрасте закладываются базовые психологические основы для межличностного воздействия, но вместе с тем имеются определённые возрастные психологические ограничения, которые учитель должен знать и учитывать.
Следует отметить черты своеобразия взаимоотношений в коррекционных классах:
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для построения эффективных взаимоотношений ребёнка со сверстниками.
Необходимо организовывать и проводить тренинги, игровые мероприятия, направленные на усвоение детьми с ЗПР правил и приёмов эффективного общения, как продукта мыслительной деятельности.
Навыки общения могут развиваться специальными упражнениями. Вот некоторые из них:
Упражнение выполняется следующим образом: дети подходят к ведущему, поворачиваются к нему спиной, говорят своё имя и падают ему на руки. Следует помнить, чтобы при падении дети не подстраховывались. Это упражнение позволяет построить доверительные отношения с ведущим.
Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их «станция». Один из участников – «паровозик». Его задание – обойдя всех, собрать пассажиров под музыку или песню «Мы едем, едем, едем.». Когда «паровозик» собрал всех, учитель может спросить, кого он взял первым и почему.
Дети садятся в одну линию. Каждый ребёнок совмещает ладонь с растопыренными пальцами с ладонями правого и левого соседа. Дети пытаются передать соседу слева ту последовательность нажатия пальцами, какую они получили от соседа справа. Первый участник обмениваются мнениями, правильно ли была передана информация, где произошёл сбой.
Учитель предлагает детям сравнить своих друзей и себя с каким-либо цветком, деревом, зверюшкой и т.д. Затем спрашивается, почему выбрано такое сравнение.
Двое детей стоят спинами друг к другу и притопывают ногами, руки на поясе или за спиной. Затем – помирились! Берутся за руки, улыбаются, обнимаются.
Для агрессивных детей можно предложить настольные игры, которые предусматривают совместную игру. Например, конструктор.
По ходу совместных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного поведения.
По ходу проведения игр раскрываются секреты общения:
Эти секреты общения регулярно повторяются.
Исходя из результатов исследований, хочется предложить следующие рекомендации для педагогов:
Во-первых, педагог, начинающий работать с группой детей. Должен определить положение, которое занимает каждый ребёнок в группе сверстников. Это даст ему знание о статусной структуре группы и поможет спланировать работу с детьми, состоящими на разных ступеньках статусной лестницы. Важно помнить, что нельзя применять одни и те же методы и приёмы по отношению к детям, которых не признают в группе и к тем, кто пользуется популярностью.
Во-вторых, необходимо выяснить причины признания и непризнания ребёнка группой. Это позволит наметить программу работы с каждым отдельным ребёнком и с группой детей, имеющих одинаковое положение в отношениях со сверстниками.
В-третьих, нельзя оставлять без внимания уровень успешности каждого ребёнка в различных видах деятельности, степень сформированности у него различных умений и навыков.
Ведь только взрослый может помочь ребятам увидеть не только красивую внешность, но и красивую душу тех. Кто рядом с ними.
Мудрый Лис из сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей не хватает времени, что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому, люди больше не имеют друзей»
А друг должен быть у каждого человека! Особенно у детей.
Именно педагог должен помочь ребёнку получить признание в группе, найти и добиться успешности в деятельности.
© 2018, Ермакова Татьяна Борисовна 431