СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности в общении детей с задержкой педагогического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Особенности детей

с задержкой психического развития в общении».

В младшем школьном возрасте закладываются базовые психологические основы для межличностного воздействия, но вместе с тем имеются определённые возрастные психологические ограничения, которые учитель должен знать и учитывать.

Следует отметить черты своеобразия взаимоотношений в коррекционных классах:

  1. Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избежание конфликтов). Формирование коллектива и социализация (процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности) детей – трудная педагогическая проблема в этих классах;
  2. Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведёт к эмоциональной поверхности контактов, слабому поддержанию и сочувствию; контакты таких детей мимолётны, ситуативны и неустойчивы.
  3. Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведёт к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т.п.)
  4. Общая незрелость (мотивационная, нравственная) ведёт к зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчинённости им;
  5. У детей с ЗПР нет развитой самооценки, устойчивости и критичности, что обусловливает у них проявление склонности к преувеличению своих возможностей, к переоценке своего обаяния и влияния. Ребёнок с ЗПР не может правильно уловить смысл оценки окружающих, поэтому не регулирует своё поведение, а значит, воспитывающая сила коллектива весьма невелика.
  6. Большинство детей психически неустойчивы. Это определяет особенности их поведения: оно непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно и малопредсказуемо.
  7. Дети с ЗПР не имеют достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально- волевых возможностей для самостоятельного устранения недостатков. Желание добиться похвалы удовлетворяется путём хвастовства, обмана; стремление иметь какую-нибудь вещь – воровства, жажда получения удовольствия – бродяжничества. Такие формы поведения учащихся вызывают негативную реакцию окружающих, тормозят социализацию ребёнка.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для построения эффективных взаимоотношений ребёнка со сверстниками.

Необходимо организовывать и проводить тренинги, игровые мероприятия, направленные на усвоение детьми с ЗПР правил и приёмов эффективного общения, как продукта мыслительной деятельности.

Навыки общения могут развиваться специальными упражнениями. Вот некоторые из них:

  • «Доверяющее падение»

Упражнение выполняется следующим образом: дети подходят к ведущему, поворачиваются к нему спиной, говорят своё имя и падают ему на руки. Следует помнить, чтобы при падении дети не подстраховывались. Это упражнение позволяет построить доверительные отношения с ведущим.

  • «Паровозик»

Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их «станция». Один из участников – «паровозик». Его задание – обойдя всех, собрать пассажиров под музыку или песню «Мы едем, едем, едем.». Когда «паровозик» собрал всех, учитель может спросить, кого он взял первым и почему.

  • «Тактильный телефон»

Дети садятся в одну линию. Каждый ребёнок совмещает ладонь с растопыренными пальцами с ладонями правого и левого соседа. Дети пытаются передать соседу слева ту последовательность нажатия пальцами, какую они получили от соседа справа. Первый участник обмениваются мнениями, правильно ли была передана информация, где произошёл сбой.

  • «Сравнения»

Учитель предлагает детям сравнить своих друзей и себя с каким-либо цветком, деревом, зверюшкой и т.д. Затем спрашивается, почему выбрано такое сравнение.

  • «Ссора»

Двое детей стоят спинами друг к другу и притопывают ногами, руки на поясе или за спиной. Затем – помирились! Берутся за руки, улыбаются, обнимаются.

Для агрессивных детей можно предложить настольные игры, которые предусматривают совместную игру. Например, конструктор.

По ходу совместных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного поведения.

По ходу проведения игр раскрываются секреты общения:

  1. Называй друг друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
  2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
  3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового!
  4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
  5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки!

Эти секреты общения регулярно повторяются.

Исходя из результатов исследований, хочется предложить следующие рекомендации для педагогов:

Во-первых, педагог, начинающий работать с группой детей. Должен определить положение, которое занимает каждый ребёнок в группе сверстников. Это даст ему знание о статусной структуре группы и поможет спланировать работу с детьми, состоящими на разных ступеньках статусной лестницы. Важно помнить, что нельзя применять одни и те же методы и приёмы по отношению к детям, которых не признают в группе и к тем, кто пользуется популярностью.

Во-вторых, необходимо выяснить причины признания и непризнания ребёнка группой. Это позволит наметить программу работы с каждым отдельным ребёнком и с группой детей, имеющих одинаковое положение в отношениях со сверстниками.

В-третьих, нельзя оставлять без внимания уровень успешности каждого ребёнка в различных видах деятельности, степень сформированности у него различных умений и навыков.

Ведь только взрослый может помочь ребятам увидеть не только красивую внешность, но и красивую душу тех. Кто рядом с ними.

Мудрый Лис из сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей не хватает времени, что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому, люди больше не имеют друзей»

А друг должен быть у каждого человека! Особенно у детей.

Именно педагог должен помочь ребёнку получить признание в группе, найти и добиться успешности в деятельности.

20.06.2018 18:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП