Особенности перехода на ФГОС в МКШ.

Принято считать, что качество обучения в МКШ ниже, чем в городских, но МКШ дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку; близость природы; благоприятные условия для трудового воспитания.

С 1 сентября 2011—2012 учебного года в школе внедряется ФГОС НОО второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Научить — учиться — лозунг стандартов II поколения, функция школы — корректирующая, где учитель — направляющая сила для ребенка.

Новый стандарт отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика — активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.

Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми столкнулась наша школа:

1. Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно. Очень хотелось бы того, кто эти совмещённые комплекты придумал, посмотреть в деле. Как мучается учитель начальной школы, когда в кабинете сидят ученики 1-го и 3-го, 2-го и 4-го классов, и всех надо научить. И у всех разные уроки, разная продолжительность урока.

2. Особым проблемным местом является формирование коммуникативных и регулятивных умений. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм работы.

3. Организация внеурочной деятельности. По федеральному стандарту на реализацию внеурочной деятельности еженедельно во всех школах выделено 10 часов на класс. Учащиеся могут выбрать для себя одно из пяти направлений, а это требует наличия в штате узких специалистов.

6. Недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;

7. Низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;

Многие дети из неблагополучных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей.

Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, бо­лее эффективные средства организации педагогического процесса (формы, ме­тоды, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в ма­локомплектной школе.

Малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности. В условиях малой школы учителю легче осуществлять:

  • индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
  • личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
  • практическую направленность учебной деятельности учaщихся (участие в опытнической работе и т. д.).

Для нашей школы работа по внедрению ФГОС стала ответственным шагом. В школе была создана рабочая группа, члены которой работали над разработкой основной образовательной программы начального общего образования.

Да, в нашей школе много проблем, но учителя нашей школы стараются изо всех сил, ведь школа в маленькой деревне это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения, потому что кроме школы больше «пойти» некуда. Вот и занимаются учителя культурным воспитанием школьников и их родителей. Педагоги нашей школы успешно совмещают творческую и научно-методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на районных семинарах, принимают участие во всевозможных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.

Что же изменилось в работе нашей школы в связи с переходом на новые стандарты?

  1. Переход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному методу, который потребовал изменения мировоззрения учителя, всей привычной системы взаимодействия между ним и обучающимся.
  2. Внедрение новых педагогических технологий, форм и методов обучения в учебно-воспитательный процесс, обеспечивающих достижение планируемых результатов образования в соответствии с ФГОС. Результатами поиска новых форм, методов, технологий обучения, обобщением опыта являются участие педагогов школы в региональном конкурсе «Мой лучший урок», «Проблемный урок». Трое педагогов нашей школы стали дипломантами.
  1. Произошли изменения и в методической работе школы. Это работа в творческих группах; изучение и внедрение инновационных методик, осуществление профессионального развития и поддержка педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий; индивидуализация учебно-воспитательного процесса (планирование различных видов деятельности, разработка разноуровневых заданий, адаптированных образовательных программ и др.).
  2. С первых дней внедрения ФГОС ведется образовательный мониторинг.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

  • выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;
  • определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
  • выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
  • дифференцировать учащихся по успешности обучения.

Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от оценки сформированности универсальных учебных действий, которая отразилась в их «Портфолио - портфеле достижений». Его составляющими компонентами являются: лучшие творческие работы ученика, листы индивидуальных достижений, стартовая диагностика, итоговые контрольные, грамоты, благодарственные письма, дипломы, фотографии и др. На данный момент оформлены Портфолио на всех обучающихся начальной школы.

  1. Учителя начальных классов работают по УМК «Школа России», утвержденному МО РФ. Педагоги прошли обучение на курсах, принимали участие в работе семинаров, направленных на реализацию ФГОС.
  2. Для реализации ФГОС классы-комплекты оснащены техническими средствами обучения: 2 принтера, 2 компьютера, 1 мультимедиапроектор, 1 интерактивная доска, имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудиоматериалы, спортинвентарь, имеется комната отдыха, спортивный зал. Обучающиеся обеспечены учебниками, учитель – необходимой методической литературой.
  3. Всеми педагогами школы во внеурочной деятельности эффективно используются проектные, информационные и исследовательские методы. Радует участие детей в олимпиадах, научно-практических конференциях (в прошедшем году обучающиеся нашей школы заняли 1, 2 и 3 места).
  4. В 2011 – 2012 учебном году в соответствии с планом внеурочной деятельности было отведено 6 часов на внеурочную деятельность. Родителям учащихся были предложены программы внеурочной деятельности, которые они одобрили.

Внеурочная деятельность школы зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, поэтому в нашей школе внеурочная деятельность учащихся строится следующим образом. Занятия проводятся во второй половине дня. Для эффективности реализации введения ФГОС начального общего образования используется материально-техническая база школы (компьютеры, телевизор, проектор, спортинвентарь).

Внеурочная деятельность в школе представлена следующей моделью:

Направление

Название модуля

Руководитель

Спортивно – оздоровительное

Кружок «Быстрее! Выше! Сильнее!»

Баяндина ММ

Общекультурное

Кружок «Вежливые ребята»

Кравцева ИА

Общеинтеллектуальное

Кружок «Шахматы»

Кружок «Оригами»

«Занимательная информатика»

Баяндина ММ

Кравцева ИА

Социальное

«Проектная деятельность»

Кравцева ИА

12.Одной из важнейших задач в настоящее время является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Это более приемлемо в условиях малокомплектных сельских школ. “Мы должны воспитать молодёжь, которая сможет поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения”.

Цель воспитательной работы нашей школы: гармоническое развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а так же выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика. Составляющими воспитательной деятельности являются:

  • Внеурочная учебная деятельность (олимпиады, конкурсы, научно-исследовательская деятельность, кружки по выбору,совместная деятельность С ДК);
  • внеучебная развивающая деятельность (экскурсии, культпоходы, поездки),
  • внутриклассная жизнь (организация традиционных дел, межличностные отношения),
  • организация самообслуживания (дежурство по школе, классу, субботники, выращивание овощей).

13.Демократические отношения осуществляются умением учащихся управлять жизнью коллектива. Участие в самоуправлении помогает детям самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. Школьное самоуправление представлено Советом обучающихся.

14.Здоровье человека во многом зависит от окружающей среды, а значит необходимо формировать экологическое мышление и создавать экологически здоровую среду. Данное направление рассматривается в различных аспектах: на уроках биологии, химии, литературы с/х труда и других предметах, на кружках «Химия и здоровье», «Проектная деятельность» где развивается и углубляется гуманное отношение к природе. Реализованы проекты «Птичья столовая», «Как избавиться от мусора», «Витамины на окне», «Зелёный наряд для школы», «Как избавиться от мусора», «Экологические проблемы деревни Еловки», ежегодно проводятся акции «Как живёшь, Симан?», «Чистье улицы села»……

15.Трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Каковы же виды деятельности наших обучающихся?

  • Уборка школьного двора; озеленение классных комнат; проведение генеральных уборок в классе.
  • Работа на пришкольном участке – выращивание цветов, овощей для школьной столовой.
  • Благоустройство села

Традиции трудно придумать – они складываются годами. Наши традиции, кажется, существовали всегда. Школа в нашем селе – это социо-культурный центр, такие праздники как “Здравствуй, школа!”, “Новогодний карнавал” для школьников и дошкольников, “День защитника Отечества”, “Мамин праздник раз в году”, “День Победы”, “Праздник Последнего звонка”, «Папа, мама, я – спортивная семья» являются значительными мероприятиями для всех жителей. Традиционно почти все мероприятия заканчиваются совместным чаепитием, где вместе собираются дети, родители и учителя, за чаем обсуждаем волнующие нас проблемы. Праздники, концерты, спектакли, КВНы, спортивные мероприятия стали привлекательным местом семейного отдыха в нашей школе.

Атмосфера человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных ценностей от взрослого поколения жителей села старшим и младшим учащимся, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс прослеживает одну большую цель: способствование сплочению семьи, установление взаимопонимания между родителями и детьми, создание комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Работа в данном направлении включает в себя следующие разделы:

  1. Повышение психолого-педагогических знаний: родительский лекторий; чаепития, практикумы; конференции; открытые уроки; индивидуальные консультации;
  2. Вовлечение общественности и родителей в учебно-воспитательный процесс: родительское собрание; совместные творческие дела; помощь в ремонте школы; посещение семей.
  3. Участие родителей и общественности в управлении школой: Совет школы;

Что позволяет коллективу малокомплектной сельской школы добиваться положительных результатов? Развитие таланта учащихся, профессиональный труд учителей, умение руководителя школы нацелить весь коллектив на выполнение самых высоких целей и задач, вселить в них уверенность в достижении результатов. В настоящее время учитель – это создатель будущего, мы все должны быть устремлены в будущее. Мы не должны бояться обновлять систему и содержание нашей работы. Успех работы даже сельской малокомплектной школы зависит полностью от руководителя и педагогов школы.

23.03.2017 15:30


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас