СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности познавательной деятельности обучающихся младших классов коррекционной школы на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Асеева Ирина Юрьевна

учитель младших классов областного казённого образовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Особенности познавательной деятельности обучающихся младших классов коррекционной школы на уроках математики

Коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в общеобразовательной школе. Трудности в усвоении учебного материла учащимися коррекционной школы нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным, и на первых порах нелюбимым предметом, становится математика, потому что для овладения математическими знаниями необходимы умения сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся корекционной школы резко снижены.

В связи с этим методы и содержание обучения математике в коррекционной школе учителю нужно строить с учётом психофизического развития школьников, особенностей их познавательной деятельности и потенциальных возможностей. Необходимым условием успешной педагогической деятельности является синтез теоретических знаний и практических умений, творческая направленность деятельности и развитие профессионально значимых личностных качеств учителя. Преподавателю коррекционной школы необходимо сознавать специфику преподавания в коррекционной школе, в частности, предмета математики, заключающейся в коррекции и развитии познавательной сферы обучающихся.

В специальной психолого-педагогической литературе (И. М. Бгажнокова, В. В. Воронкова, А. Н. Граборов, С. Д. Забрамная, М. Н. Перова, В. В. Эк) много внимания уделяется вопросам методологии преподавания математики в коррекционной школе. Особую значимость в современной коррекционной школе приобретают поиск, разработка и внедрение инновационных методик преподавания предмета, более полно учитывающих психофизические особенности обучающихся.

Дети с ограниченными возможностями здоровья по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и приобретать учебные навыки наравне со своими сверстниками. Проблемы в развитии интеллекта затрудняют их обучение и воспитание, делают особенно сложным процесс формирования их личности. Для обучающихся коррекционной школы характерно отставание их психического развития в целом. Наиболее общие закономерности развития психики нормального ребёнка обнаруживаются и в ходе развития аномальных детей, но также присутствуют многие своеобразные черты. Чтобы обосновать требования, предъявляемые в процессе учебной работы к обучающимся коррекционной школы, надо знать особенности их умственного и психического развития. Учителю необходимо также учитывать основные тенденции развития мышления и психики детей с ограниченными возможностями здоровья, иначе можно занизить либо превысить возможности ребёнка.

Ряд своеобразных особенностей психики обучающихся коррекционной школы определяется патологической инертностью нервных процессов. Патологическая инертность является фактом, который затрудняет образование новых условных связей и нарушает формирование обобщений. Инертность нервных процессов обнаруживается в виде трудностей переключения от одного вида деятельности к другой, что составляет характерную черту психики детей с ограниченными возможностями здоровья и вносит большие затруднения для учителя в преподавание математики в коррекционной школе [1, 2].

Процесс восприятия обучающихся младших классов коррекционной школы протекает значительно медленнее, чем у их здоровых сверстников. Длительность восприятия предмета происходит за счёт замедленности процессов анализа и синтеза. Рассматривая обстановку, проблемный ребёнок воспринимает меньше объектов, что мешает быстрому его ознакомлению с предметами и выделению среди них наиболее существенных. Медленность восприятия снижает его яркость, что мешает более полному выделению находящихся в обзоре предметов. Связи между объектами характеризуются простотой и медленностью возникновения. Практически то, что нормальные дети видят сразу, дети с проблемами в развитии интеллекта видят последовательно. Узость, нецеленаправленность и слабая активность данных школьников создают трудности в понимании математического задания. Обучающиеся воспринимают задание не полностью, а фрагментарно. Несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое и, исходя из этого, выбрать правильное решение. Воспринимая задание фрагментарно, ученик и решает её на основе воспринятого фрагмента, что приводит к ошибочным вычислениям.

Слабая активность восприятия приводит к тому, что обучающиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Несовершенство зрительного восприятия проявляется в обучении письму цифр. Дети не видят границ строки, не соблюдают интервал письма, им часто трудно поместить написание цифры в клеточку тетради, пишут лишь фрагмент цифры, а не полностью.

Но при всей сложности обучения математике в младших классах коррекционной школы именно данный предмет позволяет увеличить у детей с ограниченными возможностями здоровья подвижность нервных процессов, лежащих в основе восприятия [7].

На всех этапах урока математики, начиная с устного счёта, у обучающихся расширяется зона ясного видения. При подборе учителем соответствующих заданий у обучающихся улучшается цветоразличение, возрастает острота зрения, восприятие делается менее узким, возникающие связи в процессе восприятия становятся богаче и сложнее.

Чтобы повысить активность обучающихся при проведении устного счёта, учителем используется красочный наглядный материал с крупным шрифтом. Материал должен быть доступным по содержанию, инструкции учителя чёткие, конкретные. Материал для рассматривания демонстрируется дольше, чтобы дети смогли внимательнее рассмотреть таблицу, иллюстрацию. Учитель не должен стремиться к насыщению материала, так как обучающиеся не стремятся изучить предмет детально. Данные дети замечают лишь некоторые, резко выделяющиеся признаки.

Обучающиеся коррекционной школы испытывают большие затруднения в восприятии перспективы, глубины, времени. На уроках уделяется большое внимание исправлению дефектов восприятия обучающихся. Вся жизнь ребёнка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. На уроках и вне их ребёнок учится вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа. Но наиболее сложный этап восприятия – узнавание, который неразрывно связан с памятью, речью, мышлением, поэтому необходимо с первых дней учёбы в школе сделать восприятие обучающихся осмысленным. Производя на этапе устного счёта различные операции с предметами, ребёнок узнаёт об их свойствах, учится видеть специфические качества, у обучающихся пробуждается интерес к изучаемому предмету.

Недостатки пространственного восприятия отрицательно сказываются на успешности обучения учащихся коррекционной школы. Для совершенствования восприятия обучающимся можно заняться на уроке рисованием, лепкой, конструированием изученных цифр, геометрических фигур. Только в систематических занятиях, играх можно преодолеть имеющиеся недостатки психофизического развития обучающихся [8].

При слабом внимании ребёнок не сможет научиться ни подражать действиям взрослого, ни выполнять словесную инструкцию. Именно внимание позволяет сосредотачивать сознание на объекте деятельности. Для обучающихся коррекционной школы характерно преобладание непроизвольного внимания над произвольным, что объясняется особенностями их нейродинамики. По утверждению Граборова А.Н. «внимание является необходимым условием сознательного усвоения учебного материала. Если ученик невнимателен к теме урока, следовательно, он увлечён чем-то другим. Для овладения вниманием учеников необходимо, чтобы материал, предлагаемый им, был эмоциональным, насыщенным, ярким, да и у самого учителя он должен вызывать определённые эмоции» [4].

Значительно поддерживает внимание учеников наглядность обучения. А с младшими школьниками многие задания лучше представлять в форме игры. Игровые методы создают оптимальные психологические условия для успешного проведения урока.

Усвоение знаний, приобретение навыков и умений – всё это неразрывно связано с работой памяти. Память играет исключительную роль в жизни человека. Но память детей с проблемами развития интеллекта отличается тем, что непроизвольные процессы преобладают над произвольными. Обучающиеся младших классов коррекционной школы воспринимают материал, не стараясь его запомнить, что обуславливает слабое его запоминание. Поэтому очень важно систематически проводить с детьми коррекционно-воспитательную работу. Использование дидактического материала, наглядных пособий при многократном применении позволяет развивать память обучающихся коррекционной школы. Процесс запоминания на уроке должен быть осмысленным, иначе материал урока останется в памяти «механически» заученным. Менее успешно осуществляется запоминание у обучающихся младших классов, что необходимо учитывать при организации работы на устном счёте. Детей нужно учить пользоваться сравнением в процессе запоминания, находить сходство и различие между объектами. Подобные задания всегда можно включать в работу на устном счёте, так как они вызывают интерес у обучающихся.

В процессе учебной работы широко используется повторение как средство, способствующее прочному закреплению знаний в памяти детей. Обучающимся коррекционной школы требуется большее количество повторений, так как им нужно не только запомнить материал, но и осознать и исправить допускаемые ошибки. Поскольку на уроках математики обучающиеся усваивают массу новых понятий, определений, то задания на повторение включаются в устный счёт на каждом уроке. Учителю необходимо обращать внимание обучающихся на выделение в материале отдельных частей, слов, выражений, рисунков, которые бы помогли воспроизвести задание.

Для понимания учебного материала необходима активность обучающихся. Но дети будут активными лишь тогда, когда материал для них будет знаком. Поэтому учитель должен всегда уметь определить, что знает ученик. Важным условием повышения активности является варьирование повторений. При варьировании повторений каждый раз вносится что-нибудь новое в содержание учебного материала. Это содействует преодолению косности мышления обучающихся. Здесь также необходимо использовать различные наглядные пособия.

Устный счёт на уроках математики заключает в себе богатую возможность для организации коррекционного воздействия на все процессы памяти обучающихся. Только при этом условии можно добиться более успешного усвоения и закрепления в памяти обучающихся успешного усвоения и закрепления в памяти учащихся знаний и навыков.

Литература:

1. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987 г.

2. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – М.: ВЛАДОС, 2007 г.

3. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Школа-Пресс, 2004 г.

4. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. – М.: Просвещение 1961 г.

5. Забрамная С. Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика-Пресс, 1993 г.

6. Монтессори – материал, ч. I. - М.: Мастер, 1992 г.

7. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1989 г.

8. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990 г.

18.02.2017 22:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!