СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современная эпоха – эпоха активных разработок высоких и тонких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. Характерной чертой таких технологий является их «личностная центрированность», т.е. направленность на человека как личность. Эти два ведущих понятия для современных технологий: их интегрированный характер и личностная центрированность - были базовыми для Л.В. Занкова и его сотрудников уже в середине 20 века, когда они создавали новую дидактическую систему, направленную на общее развитие каждого школьника.
Общее развитие Л.В. Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного. В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей. Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка. Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Дидактические принципы:
• обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; • ведущая роль теоретических знаний; • осознание процесса учения; • быстрый темп прохождения учебного материала; • работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
В единстве интеллектуального и эмоционального у ребенка младшего школьного возраста акцент делается на эмоциональное, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу (методическое свойство многогранности). В соответствии с особенностями обучающихся, все учебные курсы построены на интегрированной основе. В курсе музыки музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. В ходе этой деятельности знания о музыке, ее истории, о композиторах интегрируются со знаниями по литературе, изобразительному искусству, фольклору.
Комплект учебников развивает важнейшие умения информационной эпохи: находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме – высказывать и доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, слушать и слышать. Именно интегрированный курс, у которого есть возможность представить детям разные стороны действительности, создает условия для индивидуализации обучения, включая в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Условием для этого является разноуровневое содержание, позволяющее подходить к его анализу многоаспектно.
Курс музыки в системе Л.В. Занкова представляет собой систему музыкального обучения, творческого развития и воспитания учащихся начальной школы, разработанный Галиной Сергеевной Ригиной. Курс "Музыка" - предмет эстетического цикла; благодаря своей специфике она может оказывать большое влияние на нравственное воспитание детей. Поэтому курс построен так, что обучение направлено на музыкальное творческое развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьника. Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы, шутка в музыке; исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов. Тематический принцип дает возможность объединять материал урока в единое художественное целое, ввести в урок высокохудожественные произведения не только музыкального искусства, но и поэзии, художественной прозы, изобразительного искусства. Тем самым учитель может создать на уроке условия для общего культурного развития школьника. В курсе музыки предложен целостный подход к музыкальной деятельности, включившей в себя исполнение, слушание и импровизирование музыки. Дети поют песни и попевки по слуху и по нотам, двигаются под музыку, играют на детских ритмических инструментах, слушают музыку, занимаются двигательной, ритмической и мелодической импровизацией, каждый из этих видов деятельности имеет свое линейное развитие, т.е. постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и навыков его освоения. При этом одни и те же навыки по возможности осваиваются в разных видах деятельности. Все виды музыкальной деятельности направлены на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекают как познавательный процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные особенности ребенка, проявляется его творческая активность. Мировая практика музыкального воспитания опирается на национальные традиции. Хоровое пение - в традициях светского и духовного образования России. Кроме того, это наиболее массовый и доступный вид музицирования. Поэтому хоровое пение занимает ведущее место в рамках урока музыки. Начало музыкальных занятий с детьми 6-летнего возраста обусловливается как общей системой начального обучения, так и спецификой раннего проявления музыкальных задатков у детей. В занятия включается игровая деятельность.
Также на уроках музыки в начальной школе мы уделяем большое внимание изобразительному искусству, дети рисуют во время звучащей музыки, выражая на бумаге свои чувства. Разнообразие форм работы позволяет вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.
Большую роль в пробуждении у детей интереса к музыке играют учебники. Они привлекают учащихся доступностью содержания и красочностью оформления. Все они прошли многолетнюю апробацию в общеобразовательной школе.
В целом, уроки музыки протекают как творческий познавательный процесс, включающий интересную и доверительную беседу, доброжелательное и уважительное общение с ребятами, косвенное управление их музыкальной деятельностью, умение давать возможность ребенку проявить свою индивидуальность, свое нравственно-эстетическое отношение к тому или иному явлению искусства и жизни: сопереживание, сострадание, сочувствие и, в конечном счете, определение своего выбора между добром или злом.
© 2015, Бондаренко Людмила Сергевна 749