В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ.
Почти 1,5 лет назад, когда я только начинала свою трудовую деятельность, особенную трудность вызывала у меня работа с детьми, так как эти детки были моим первым классом, а опыта и знаний не хватало.
Поэтому и решила помочь в работе молодым специалистам – людям активным, творческим, грамотным. Каждый молодой учитель впервые увидев свой класс думает "Кдуда бежать, что делать". Я решила поступить так
- Изучаю список учащихся. (Обращаю внимание на количество девочек, мальчиков, года рождения)
- Работаю с медицинскими картами. Выявляю деток с хроническими заболеваниями, ММД, СДВ, гиперактивностью. Это необходимо для выбора индивидуальной работы с детьми.
- Изучаю социальный статус семей, их % соотношение в классе. Это необходимо для выбора форм работы с родителями.
Учителям среднего звена, принимающим эстафету воспитания в 5 классе, советую встретиться с учителем, работавшим в классе ранее. Получить характеристику класса и индивидуальные рекомендации о детях. Изучить информацию о группах детей в классе. Мне в этом плане повезло меньше. Классный руководитель моих деток ушла сразу же как они закончили 4 класс.
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
1.Родительские собрания.
3.Круглый стол «Мой родительский авторитет».
4. Заседания родительского комитета «Организация учебновоспитательного процесса».
5. Деловая игра «Организация учебного процесса дома»
7.Видеозал. Просмотр и обсуждение видеофильмов по вопросам обучения и воспитания.
8.Афоризмы. Мнения великих людей о воспитании.
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Именно в индивидуальной работе возможна беседа, обсуждение проблем одного ребенка в доверительной форме. Установление контакта с родителями.
2. МИКРОГРУППОВЫЕ СОБРАНИЯ. На них приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Формы микрогрупповых собраний: тренинги, лекции, рекомендации, обмен мнениями.
3. РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ. Действует как объединение родителей, бабушек, дедушек, действующая в неформальной обстановке и решающая прецеденты, возникающие по вопросам обучения и воспитания.
ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
- Психологический настрой родителей на важность и значимость проблем, которые предстоит обсудить на родительском собрании. Для этого необходимо сообщить дату проведения родительского собрания за 7 – 10 дней до его проведения.
- Уточнить тему собрания, при необходимости скорректировать ее.
- Поставить цель собрания.
- В зависимости от цели выбрать форму проведения собрания.
- Спланировать примерный порядок ведения собрания:
А) Сообщение учителя, члена РК о выполнении решений предыдущего собрания.
Б) Лекция, беседа учителя (выступление специалистов, родителей) на педагогическую тему.
В) Выступление родителей об опыте семейного воспитания по теме собрания.
Г) Сообщение учителя о состоянии учебновоспитательной работы в классе.
Д) Обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса.
Е) Принятие решений
Ж) Информация о проведении следующего родительского собрания.
О ЧЁМ ДОЛЖЕН ВСЕГДА ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЬ.
- Учитель должен обладать чувством ответственности перед каждым родителем, доверившим ему воспитание и обучение своего ребенка.
- Знать семьи учащихся, имена и отчества каждого родителя.
- Быть другом каждому родителю, его советчиком, доверенным лицом. Хранить доверенные учителю тайны.
- Всегда помнить о ранимости родительских чувств. Помнить что для мамы её ребенок самый лучший.
- Показывать детям положительные качества их родителей.
- Никогда не начинать беседу с предъявления претензий. Ведь в каждом ребенке масса положительных сторон.
- Считаться с мнением родителей.
- Избегать назидательного тона, нравоучений.
- Учитывать опыт родителей, опираться на него.
- Не бояться отстаивать свои требования и принципиальные позиции.
- Внимательно относиться к просьбам родителей и стараться их выполнять.
- Если вы поступили неправильно, извинитесь. Это не уронит Ваш авторитет.
- Будьте доброжелательны, с готовностью выслушайте родителя, терпеливо ответьте на его вопросы.
- Будьте искренне заинтересованы.
- Просто любите детей, старайтесь помочь родителям.
ПАМЯТКА ПО УВАЖИТЕЛЬНОМУ ОТНОШЕНИЮ К СОБСТВЕННОМУ РЕБЕНКУ.
- Мой ребенок уникален. Такого никогда не было и не будет! Но он есть.
- Ребенок « не готовиться к жизни» Он уже живет «здесь и теперь» Пусть живет настоящей детской жизнью. Когда это ему ещё удастся?!
- Ребенок – это уже человек, только, еще не выросший. Это - растущий человек. А я выросший человек. Два человека способны понять друг друга.
- Ребенок, как и я, имеет право быть самим собой.
- Ребенок хочет быть независимым, уверенным в себе и в других; уметь самостоятельно разбираться во всем; иметь добрые взаимоотношения.
- Запомните! Не бывает виновных детей, бывают дети, нуждаются в нашей помощи.
- Если родителю не к чему придраться, то он придирается к тону ребенка.
- Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком.
ЗАПОВЕДИ РАЗУМНОГО ВОСПИТАНИЯ (А. ТОЛСТОЙ)
- Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
- Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это). Узнайте, что он думает по этому поводу.
- Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
- Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
- Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.
- Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
- Оцените поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
- Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
- Воспитание – это последовательность целей.
- Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
ДЕТИ УЧАТСЯ У ЖИЗНИ
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.
- Если ребенок живет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.
- Если ребенка высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.
- Если ребенок живет в упреках, он учится жить с ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
- Если ребенок живет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.
- Если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ в себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть БЛАГОДАРНЫМ.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.
- Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.
- Если ребенка поддерживают, он учиться ЦЕНИТЬ себя.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он УЧИТСЯ НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, РАЗДЕЛЯЮЩИМ УЧЕБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ.
- Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята ребенком как наказание.
- Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка ( двойка, тройка, четверка)чтобы было ясно над чем работать. Иногда ребенок не может понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки и т.д.
- Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя унижать ребенка, как личность. («Ну ты и лопух! Здесь надо «О», а у тебя «а»). На ошибки указывайте сдержано: «Конечно, оформил задачу плохо, но зато решил верно, а это главное.
- Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, ободрите ребенка.
- Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте, что вам казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач, и сразу намечайте, как можно их исправить, или избежать.
- Ставьте перед ребенком доступные цели или учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него задание.
ЗДОРОВЬЯ, УДАЧИ, ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.