СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особые образовательные потребности глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на явно выраженную неоднородность данной группы у глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся наряду с общеобразовательными имеют место особые образовательные потребности. В структуру особых образовательных потребностей обучающихся входят:

1) образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- введение в содержание обучения специальных разделов;

- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения нормально развивающихся сверстников;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

- максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;

2) образовательные потребности, характерные только глухим, слабослышащим, позднооглохшим и кохлеарно имплантированным обучающимся:

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, внеурочной деятельности, так и в процессе индивидуальной работы;

- увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования;

- специальная работа по обучению словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды;

- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;

- специальная работа по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира – слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

- специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;

- условия обучения, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на поддержание в ребенке с нарушением слуха уверенности в том, что в школе и классе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

- специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;

- учёт специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений;

- специальная помощь в умении вступать в коммуникацию и для разрешения возникающих трудностей, для корректного отстаивания своих прав;

- расширение социального опыта ребенка, его контактов со слышащими сверстниками;

- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательного учреждения.

- увеличение времени на выполнение практических работ;

- постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

- создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

- специальная работа по расширению социального опыта ребёнка, его контактов со слышащими сверстниками.

Только удовлетворяя особые образовательные потребности ребёнка с нарушениями слуха, можно открыть ему путь к общему образованию.

Реализация данного положения требует дифференциации АООП ООО – разработку вариантов, обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников.

В ГКОУ РО Таганрогской школе №1 разработаны и реализуются с учетом особых образовательных потребностей данной категории обучающихся следующие варианты АООП ООО:

- для глухих обучающихся, получающих образование, сопоставимое по конечным достижениям, с образованием слышащих сверстников в пролонгированные сроки.

- для глухих обучающихся с ЗПР, получающих образование, которое по содержанию и итоговым дости­жениям не соотносится к моменту за­вершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по воз­можностям здоровья, в пролонгированные сроки.

- для глухих обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), получающих образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми до­стижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.

- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, получающих образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников, срок обучения 6 лет (5-10 классы);

- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с ЗПР, получающих образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.

- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью, получающих образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.

Определение варианта АООП ООО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).

В процессе освоения АООП ООО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП ООО на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП ООО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

26.03.2020 12:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!