Особый ребенок в массовой школе: специальные образовательные условия
особое место в развитии инклюзивного образования принадлежит образовательной среде. Необходимо создать среду, которая будет природосообразной возможностям ребенка. Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с овЗ в образовательный процесс инклюзивной школы.
Понятие «специальные условия в образовании» и их виды
Под специальными условиями получения образования учеников с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование адаптированных образовательных программ и специальных приемов и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных посо-бий и дидактических материалов;
- использование специальных технических средств обу-чения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора, оказывающего ученикам необходимую техническую помощь;
- проведение коррекционных занятий (групповых и/или индивидуальных);
- обеспечение доступа в здания организаций, осущест-вляющих образовательную деятельность;
- другие условия, без которых невозможно или затрудне-но освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, определяет большую вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам:
- материально-техническое обеспечение, включая и архи-тектурные условия;
- кадровое;
- информационное;
- программно-методическое и т. п.
Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий – начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частноспецифических и индивидуально ориентированных. Эти условия и определяют эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации конкретного ребенка в полном соответствии с его специальными образовательными потребностями и возможностями.
На Рис. 1 представлена вся совокупность условий в виде «матрешки», где каждый из предыдущих уровней включается в последующие.

Рис. 1. Систематика специальных образовательных условий
Рассмотрим общие условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития.
Ценностные условия
- Принятие философии инклюзии – это принятие цен-ности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей и возможностей; понимание приоритета социальной и образовательной адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде; понимание того, что любой ребенок, и особый, и обычный, развивается в инклюзивной среде.
- Готовность лидера и педагогического коллектива к из-менениям и трудностям, которые возникают при организации и реализации включенного образования. Это касается не только необходимости проведения организационных изменений, но и повышения квалификации и обучения специа листов и педагогов школы.
- Существование внешней поддержки со стороны педагоги-ческого сообщества и руководства. Она подразумевает оказание помощи в реализации идей инклюзивного образования со стороны органов управления образованием; тесное взаимодействие как с другими образовательными организациями, реализующими инклюзивную практику, так и с общественными организациями, поддерживающими идеи инклюзивного образования.
Правовые условия
- Наличие локальных нормативных актов, регламентиру-ющих деятельность внутри самого образовательного учреждения. Например, деятельность консилиума образовательного учреждения с опорой на федеральные документы.
- «Облегченная» процедура лицензирования образова-тельных учреждений по различным образовательным программам.
- Наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями. В этом договоре зафиксированы все необходимые условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье) (Приложение 1).
- Наличие договоров/соглашений о сотрудничестве со специальными коррекционными образовательными учреждениями, территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), учреждениями дополнительного образования.
Организационное обеспечение специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативноправовой базе (Приложение 1). Помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходимо разработать соответствующие локальные акты, обеспечивающие эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует считать Договор с родителями (Приложение 2). В нем будут зафиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.
Организационные условия
- Сотрудничество с ресурсным центром по инклюзивно-му образованию в регионе (Областным методическим центром), с территориальной ПМПК, специальными коррекционными образовательными учреждениями.
- Взаимодействие с другими инклюзивными и специаль-ными учреждениями вертикали или сети (сад, школа, техникум), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами.
- Преемственность в работе учреждений разных ступе-ней инклюзивной вертикали.
- Преемственность в работе образовательных учрежде-ний различных уровней.
- Взаимодействие с внешними партнерами. Оно под-разумевает организацию системы взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны внешних социальных партнеров: территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями необходимо заключить договоры.
Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.
- В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих проведение постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.
Кадровые условия
- Наличие подготовленных педагогов для реализации задач инклюзивного образования. Обучение в общеобразовательной школе ребенка с ОВЗ определенной категории: (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т. д.) ставит перед специалистами и педагогами школы, а также администрацией задачу – повысить свои профессиональные знания в области коррекционной педагогики. Учитель не только проходит повышение квалификации по различным разделам специальной педагогики и психологии, но и самостоятельно изучает специальную литературу по вопросам особенностей развития детей с теми или иными вариантами нарушений.
- Разработка приемов, методов и форм повышения про-фессиональной компетентности специалистов.
- Наличие команды специалистов сопровождения: коор-динатора по инклюзии (завуч), психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социального педагога, тьюторов и других специалистов сопровождения.
Средовые условия
- Архитектурные преобразования, включая безбарьер-ную среду.
- Специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство класса /группы, зависящие от типа и вида отклоняющегося развития у конкретного ребенка или группы детей.
- Организация социально-бытовых условий с учетом кон-кретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка).
Содержательные условия
- Составление и реализация адаптированной образователь-ной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями и особыми образовательными потребностями.
- Наличие адекватных адаптированной программе инди-видуальных учебных планов, УМК, дидактических материалов, методов и приемов работы с ребенком. Часто возникает необходимость в использовании дидактических материалов, разработанных для обучения детей в специальных коррекционных школах I – VIII видов.
- Наличие программ сопровождения и соответствующих дидактических материалов, составляющих коррекционный компонент (программу) адаптированной образовательной программы.
Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение доступного уровня образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.
Следует создавать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе в целом. Использование интерактивных форм деятельности детей на уроках, внеучебных и внеклассных мероприятиях позволит раскрыть потенциал каждого ребенка.
Адаптивная программа
Если в заключении территориальной ПМПК содержатся рекомендации по обучению ребенка с нарушениями слуха или зрения, опорно-двигательного аппарата (в соответствии с видами специальных коррекционных школ) в среде обычных сверстников, то школа должна реализовать обучение такого ребенка по адаптированной образовательной программе (АОП). Эта программа должна соответствовать основной адаптированной программе для детей с проблемами в развитии определенного вида.
Для полноценной реализации АОП необходимо, чтобы:
- образовательное учреждение было обеспечено учеб-никами (в том числе учебниками и учебными пособиями с электронными приложениями), учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы;
- специалисты сопровождения образовательного учреж-дения имели доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе предназначенным для детей с ОВЗ;
- библиотека образовательного учреждения была уком-плектована общими и специализированными для такой категории детей печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем предметам в соответствии с учебным планом, а также дополнительной литературой. Фонд библиотеки должен содержать научно-методическую литературу по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, дополнительную литературу по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ школьного возраста.
Для успешной адаптации учеников с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях, кроме учителя, присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей – из расчета 5–8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
Как правило, основные рекомендации по форме, виду образовательной программы и специальным образовательным условиям родители ребенка получают на психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК). В этих же рекомендациях прописываются и направления деятельности специалистов консилиума образовательного учреждения.
На практике, какие бы идеальные условия ни были разработаны, положительный эффект будет в том случае, если в процесс их реализации вовлечен весь педагогический коллектив и специалисты сопровождения.
Также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации адаптированной образовательной программы было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ всех условий, полноценное включение в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.
Наталья Семаго, к. психол. н., старший научный сотрудник
Института проблем инклюзивного образования МГППУ,
г. Москва