СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осуществление метапредметности на основе работы с текстом".

Нажмите, чтобы узнать подробности

С какими трудностями приходится сталкиваться современному человеку? Одна из проблем современности - обилие информации, которая обрушивается на нас каждый день. Как не утонуть в этом информационном потоке? Как научиться вычленять главное? Жизнь требует умения работать с информацией, которая нам подается в том числе и в виде текстов.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета "Русский язык"на формирование личности ребенка. Русский язык является основой развития мышления, воображения,интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

В соответствии с общими тенденциями в образовании результаты, считавшиеся раньше предметными, - умение читать, понимать текст - являются по ФГОС 2010 года метапредметными.

1. Родной язык - это средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Основными показателями функциональной грамотности на метапредметном уровне служат коммуникативные универсальные учебные действия, такие как:

  • владение всеми видами речевой деятельности,
  • умение построить речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
  • умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения,
  • соблюдение в процессе коммуникации речевых и языковых норм общения, правил русского речевого этикета.

Развитие коммуникативных умений происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка и литературы этот процесс имеет целенаправленный характер.

2. Текст - связующее звено всех учебных предметов

Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата при минимальных затратах.

Я понимаю, что для работы с текстом любого предметного содержания и уровня сложности ребенку необходим план его анализа, потому что усвоив алгоритм аналитического прочтения текста, в данном случае, художественного, ребенок получает навыки работы с текстом любой тематики и стилистической принадлежности.

  1. Прочитайте текст. Что знаете об авторе, о времени создания этого текста?
  2. Какое впечатление производит этот текст? Какое настроение передает автор?
  3. Определите тему, основную мысль.
  4. Укажите форму речи, тип текста. Как это связано с идеей автора?
  5. Разделите текст на смысловые части. Составьте для себя его план.
  6. Понаблюдайте над фонетическими средствами выразительности. Чего достигает автор их употреблением?
  7. Можно ли указать изобразительные особенности в морфемном составе слов этого текста?
  8. В чем особенности употребления лексических средств, их роль в развитии темы.
  9. Какими морфологическими средствами пользуется автор для раскрытия идеи текста, характеров героев?
  10. Понаблюдайте за синтаксисом текста. Определите, как выбор синтаксических средств связан с темой текста.
  11. Что изменилось в восприятии текста после проведенного лингвистического анализа?
  12. Выразительно прочитайте текст, учитывая его языковые особенности.

Ещё одной эффективной формой работы с текстом, которую я применяю на практике, является изучающее чтение.

Оно даёт возможность освоить содержание текста на уровне понимания, что позволяет затем решать практические задачи различного уровня сложности, выполнять тесты, трансформировать текст для его воспроизведения и создания вторичного текста. Всё это метапредметные умения.

На этапе овладения изучающим чтением мы осваиваем основные его приемы:

- выделение ключевых слов;

- определение темы текста;

- выявление проблемы текста;

- определение основной мысли и аргументов автора.

3. Работа с текстом

Любой урок должен будить мысль ученика.

Поэтому основной своей задачей вижу создание на уроке такой ситуации, при которойработа с текстом привела бы к развитию познавательных, эмоциональных, духовных,речевых способностей, формированию творческой личности учащихся.

Важно создать ситуацию успеха на уроке.

Опрос организую таким образом, что учащиеся со слабой подготовкой по русскому языку получают задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную отметку. Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Творческие задания предлагаю только в том случае, если уверена, что класс готов к выполнению заданий такого уровня, при этом использую технологию личностно ориентированного обучения и технологию мастерских.

Важнейшим показателем успешности является умение создать атмосферу доброжелательности, возможности реализовать свои способности каждому ребенку. Очень важна включенность в работу всего классного коллектива.

Организовать такую работу удаётся с применением проектной технологии. Практически все обучающиеся принимают участие в подготовке к таким урокам. Например, урок в 5 классе по теме "Устное народное творчество". Организованные заранее группы детей представляли изученные жанры фольклора. С энтузиазмом пятиклассники искали песни и частушки для исполнения, загадки, которые ещё никто в классе не знает. Урок русского языка "Что мы знаем о частях речи" также готовили все ребята. Группы по 2-3 человека представляли часть речи. Кто-то придумал сценку, кто-то рассказал стихотворение, частицу повторили с помощью схемы, одна из групп организовала беседу с классом. Выступлению в классе предшествовала плодотворная самостоятельная работа, а самое главное - продумывался и составлялся текст подачи материала.

"Лингвистический анализ текста"

В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает "язык в действии".Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

Начиная с 5 класса, провожу уроки, на которых учимся делать лингвистический анализ текста. В процессе такой работы с текстом формируется языковая и коммуникативная компетенция учеников, развивается дар слова, рождается "языковая индивидуальность ученика"(М.М.Бахтин).

Тексты для работы выбираю в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, которые вызывают у них интерес, желание оценить происходящее. Если на разных этапах урока поговорить о волнующих ребят проблемах, поднятых в тексте, или о том, что непосредственно касается каждого из них, то и словарные диктанты, и разборы предложений воспринимаются учениками как что-то лично им необходимое, нужное, интересное.

На слайде вы видите текст "Разговор о снеге", с которым работали на уроке в 5 классе по теме "Словообразование. Как образуются слова в русском языке"

Разговор о снеге

.Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега. белы снеги, снегурка, снежень, снеговик. снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами.

У слов таится над нами волшебная сила. Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полно собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово "снег".

Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка. снежик, снежок, снежана.

Снег ты наш, снежище, снежик. снега во всю Россию.

Б. Петров

Дети познакомились с текстом дома, провели орфографическую работу.

Категория: Русский язык
20.08.2017 12:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!