СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое мероприятие "Давайте жить Дружно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные цели:

Формировать нравственные качества.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Раскрыть сущность понятия «дружба», ложное представление о дружбе.

Развивающие цели:

Развивать навыки общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.

Способствовать развитию чувства товарищества.

Воспитательные цели:

Воспитывать чувство доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки.

Оборудование: компьютер, проектор, конверты с пословицами, памятки «Законы дружбы».

Ход мероприятия.

Ведущий:

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы свами собрались здесь для того, чтобы поговорить об очень важном и нужном. Внимательно послушайте и догадайтесь, о чем пойдет речь:

  • Она бесплатна, но стоит много.
  • Она обогащает тех, кому она предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.
  • Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.
  • Никто не богат так, чтобы прожить без нее, но даже самый бедный человек станет с ней богаче.
  • Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лчшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.
  • Ее нельзя купить, одолжить, украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому.

Так что же это?

Дети:

- Улыбка, дружба.

Ведущий:

- Верно, речь сегодня пойдет о дружбе,а дружба начинается с улыбки, об этом даже в песенке поется (песня «Улыбка»).

А сейчас сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните легкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и молча подарите ему свою улыбку по очереди.

- Что вы чувствовали, улыбаясь другому человеку?

- А что ощутили, когда улыбылись вам?

- Запомните эти ощущения, Вам было, несомненно приятно, ведь улыбка- это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

Ребята! Обратите внимание на фразу «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!» Запомните ее и применяйте в тех случаях, когда это необходимо!

И так, что же такое дружба?

Ученик:

- Что такое дружба ? – спросила я у птицы.

- Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя! - Что такое дружба ?

- Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки :

- Дружба – что такое?

- Это что-то огромное, радостное, большое. Это когда ребята все сразу, все вместе играют. Это когда мальчишки девочонок не обижают. Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Ведущий: (слайд)

Дружба- близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

С.И. Ожигов «Словарь русского языка».

Ведущий:

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми.

В «Толковом славаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы :

«бескорыстная стойкая приязнь».

На первое место ученый ставил бескорыстие, т.е. отсутствие выгоды.

Именно оно делает – отношеня между друзьями Благородными и чистыми.

О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяни, и дворяне.

Например философ Сократ говорил так:

«Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой?

(Песня В.Шаинского «Чему учат в школе»)

Крепко – накрепко дружить,

С детсва дружбой дорожить

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе.

Ученик:

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Ученик:

Делят радость, делят горе верные друзья. Только жалко, что пятёрку поделить нельзя. И девчонки, и мальчишки дружат меж собой, “Жить без дружбы невозможно”, - скажет вам любой!

1 Ученик:

Много у меня друзей: Лена, Танечка, Сергей. С Леной песенки поём, С Таней мы гулять пойдём,

А Серёжке целый день Нас дразнить совсем не лень!

2 Ученик:

В школе дружно мы живём: Вместе учимся, растём,

Узнаём про всё на свете, О других таких же детях, Как они живут и чем Заниматься им не лень.

3 Ученик:

Всем дружить необходимо – Ане, Вите, Насте, Диме, Все мы – лучшие друзья, Друг без друга нам нельзя.

Мы умнеем и растём, В школе весело живём. Пусть учительница верит – Мы её не подведём!

Ведущий:

- Эти ребята, наверное, и вправду никого не подведут. А сейчас послушайте стихотворение, которое называется «Такая вот дружба».

Ученик:

Я свою соседку Олю За косичку дёрнул в школе, — Эта Оля мне опять Не дала ответ списать. Ручкой больно ткнул я в спину Одноклассницу Марину, Нужно с ней, вообще, построже, Чтоб не строила мне рожи. Я стиралкой кинул в Лену, Ей же – как горох об стену, А весёлую Катюшку, Обозвал я хохотушкой. В сумку ябеды Ларисы Я с утра подкинул крысу, Та устроит в сумке нору, — Вот потеха будет скоро! На весь класс одну Иришку Уважаю, как мальчишку, С Ирой я давно дружу – Ей лишь кнопку подложу…

Ведущий:

- Можно ли, этого мальчика назвать другом Иры? Почему ?

-Можно ли его вообще назвать другом?

- Почему ?

- А сейчас послушайте еще одно стихотворение.

Ученик:

Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра

Карандаш мне дал однажды Я в тот день забыл пенал, В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок, Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка Не жалел и пирожка — Откусить мне дал когда-то, А теперь поставил в счет.

Не влечет меня, ребята, Больше к другу. Не влечет.

Ведущий:

- Почему к такому «другу» больше не влечет?

Ведущий:

- Какое надежное и емкое слово «Дружба!» Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все тауки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит « Нет лучше дружка, чем родная матушка». Как вы ее понимаете?

1 Ученик:

Мама – самый лучший друг!

Это знают все вокруг.

Если нам совсем невмочь,

Мама сможет нам помочь.

Заболеем – мама рядом,

Мамы знают, что нам надо.

Плакать станем – приголубят,

Мамочки нас очень любят!

2 Ученик:

Даже самый верный друг

Может нас обидеть вдруг,

Только мамы наши беды

Могут превратить в победы.

Вот поэтому, друзья,

Маму не любить нельзя,

Даже лучшая подруга

Не заменит маму – друга!

3 Ученик:

На свете без дружбы сложно прожить, Ведь должен же кто-то кого-то любить, Иль просто быть рядом, в минуты тоски, Пригладить причёску, поправить носки, Для взрослых – любовь, а для нас – это дружба.

Ведущий:

- Недаром я сказала, ребята, что дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. Какие рассказы и сказки о дружбе вы уже знаите ?

-А сейчас мы проведем викторину «Кто с кем дружит?» (Слайды)

Задания :

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) 2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина) 3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) 4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5.Забавные бурундучки Чип и …(Дейл)

6.Добрая Белоснежка и … (7 гномов)

7. Собрались однажды 4 музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили- не тужили. Назовите этих друзей – музыкантов. (Бременские музыканты.)

8.Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

9. Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье)

10. Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились)

Ведущий:

- Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги,вы приобретаете себе настоящих друзей- литературных героев. В.Боков сказал о роли книги для человека так : «Книга – учитель. Книга- наставница. Книга – близкий наставник и друг.»

Дружба очень многогранна. Послушайте сейчас 2 стихотворения и скажите о какой дружбе идет речь.

1 Ученик:

У меня теперь есть Друг, Преданный и верный. Без него я как без рук, Если откровенно. Мы гуляем во дворе, Весело играем, Скоро в школу в сентябре Вместе зашагаем. Другу я любой секрет Расскажу без страха. Я несу ему котлет, Спрятав под рубахой. Ешь, мой маленький Дружок, Что еще затеешь? Ты пока еще щенок, А дружить умеешь.

2 Ученик:

Я совсем ещё ребёнок, Ростом метр шестьдесят, Неуклюжий жирафёнок. Приходите в Зоосад. А дружу я с дядей Борей, Он мне и отец, и мать, Из бутылочки накормит И уложит в сено спать. Я в ответ его целую, Разрешу себя обнять, Руку нежную большую Языком начну лизать! Нелегко здесь жить без мамы, Но скажу я без прикрас: Дядя Боря – лучший самый! Дружба нежная у нас!

Ведущий:

  • Что вы можете мне сказать?
  • Верно, речь идет о дружбе человека с животными. Животные тоже умеют дружить, они нуждаются в нас, в нашей заботе, ласке любви и стараются по-своему отплатить нам тем же. Любите и берегите животных, дружите с ними.

Ведущий:

- В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Вы уже слышали сегодня стихотворение о друге, к которому «больше не влечет» из-за его поведения.

Давайте еще послушаем другое стихотворение.

Ученик:

Все живут — не тужат, А со мной не дружат.

Бант у Кати расписной Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: — Дружи со мной… Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: — Но ты учти — Ты во всем должна идти другу на уступки.

Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу: — А ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим. Будешь ты меня спасать — Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы, говорят: — Молчала бы!

Не вставать же на колени, Уговаривать подруг. Напишу я объявленье: Срочно требуется друг.

Ведущий:

- Почему с этой девочкой никто не хочет дружить?

Дети:

- Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают.

Ведущий:

- А что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравится людям?

(Слайды)

Предлагаю вам послушать правила общения, сформированные известным психологом Карнеги.

  • Искренне интерисуйтесь другими людьми;
  • Улыбайтесь;
  • Помните, что имя человека- это самое чудесное и важное слово;
  • Будьте хорошим слушателем;
  • Говорите о том, что интерисует вашего собеседника;
  • Помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значимости и делайте это искренне.

Ведущий:

- Выполняя все эти правила вы приобретете множество друзей.

Ученик:

Как хорошо, что дружба есть на свете,

Она как воздух нам с тобой нужна.

Так пусть шагает дружба по планете,

Пускай как солнце светит нам она!

Припев:

Всюду, всюду вместе с нами дружба,

Наша песня, наша песня дружба.

Как пароль запомнить всем нам нужно

Дружба, дружба, дружба!

Ведущий:

- Настоящие друзья все делят пополам. А сейчас послушайте стихотворение С.Я. Маршака скажите можно ли таких друзей назвать настоящими?

Ученик:

Есть у меня товарищ Федя,

Он очень жаден и упрям.

Мы стали с ним делить медведя –

И разделили пополам.

С тех пор никто на сете снова

Обоих мишек сшить не смог,

У Феди мишка безголовый,

А у меня без задних ног.

Ведущий:

- Настоящие друзья поступают по-другому, они умеют уступить, пожертвовать ради друга тем, что дорого самому, а это и есть настоящая дружба. Пожалуйста девочки.

Ученик:

Подружки.

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без дружки!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».

Ученик:

Подарок.

Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней. И вот одна игрушка Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная, Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки – Любимая была! Но всё же я подружке Игрушку отдала.

Ведущий читает баснюЛ.Н.Толстого «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

– Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья по-одиночке.

Отец и говорит:

– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь — вас всякий легко погубит.

Вопросы детям:

- чему отец учил своих детей?

Недаром мудрая пословица гласит:

«Дружба и братство дороже богатства».

А сейчас я предлагаю вам попробовать дополнить другие пословицы.

Слайд

  1. Не имей сто рублей, … ( а имей 100 друзей).
  2. Старый друг … ( лучше новых двух).
  3. Один в поле …( не воин).
  4. Дерево живет корнями,а человек…( друзьями).
  5. Нет друга ищи, а нашел …(береги).
  6. Вместе тесно, …(а врозь скучно).
  7. Один за всех, …(а все за одного).
  8. Дружба – как стекло: сломаешь- …( не починишь).
  9. Дружбу помни, а зло…( забывай).
  10. Человек без друзей,что дерево …(без корней).

Ведущий:

- Молодцы, с пословицами справились, а теперь подумайте и попробуйте закончить предложение:

Слайд

  1. Настоящий друг- это тот…
  2. Друзья всегда…
  3. Я могу дружить с такими людьми,которые…
  4. Со мной дружат, потому что…

1 Ученик:

Дружбу крепкую не сломишь, Не разрушишь без труда. С другом верным не поспоришь, Ну а если вдруг беда, Он всегда протянет руку, Не оставит никогда.

2 Ученик:

У меня есть лучший друг Он достойный самый, Если что случится вдруг, Смелый и упрямый, Он на выручку придёт, И протянет руку. Вместе мы идём вперёд, Позабыв про скуку!

3 Ученик:

Хорошо быть одиноким, Если ты не одинок, Хорошо, когда под боком Есть и север, и восток, Есть и запад осторожный, Есть и теплый, тихий юг, Когда рядом есть надёжный, Бескорыстный, верный друг.

4 Ученик:

Дружба- это свет и радость

Это песни, игры и мечты

Дружба- это краски радуг

Дружба – это я и ты

Если б ноты не дружили

Как бы песню мы сложили?

Как бы стали распевать,

Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили

Как бы мы на свете жили?

Ведь без дружбы с давних лет

Ничего на свете нет!

Ведущий:

- сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила,то станите настоящими друзьями.

Слайд

Основные законы дружбы.

  • Не выдавай чужие секреты;
  • Всегда будь откровенным с другом;
  • Не бойся попросить прощения;
  • Не груби;
  • Не меняй друзей;
  • Будь постоянным в дружбе;
  • Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
  • Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

Анализ ситуаций.

Ведущий:

- Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.

1. Послушайте рассказ «Друзья».

Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

2. Послушайте рассказ «Одинаковые».

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?

Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.

3. Рассказ «До первого дождя».

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.

  • Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
  • Почему обе девочки густо покраснели?

Ведущий:

- А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?

Дети:

- Радость

Ведущий:

-Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге

Слайд ( все качества вместе)

(верность, уравновешенность, вежливость, отзывчивость,честность, внимание, откровенность.)

- остались те качества, которые вы не хотели бы видеть в своем друге.

(равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, упрямство, лень, зависть).

Дети :

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год.

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей — и белых, и цветных.

Дружба — это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба — это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Дружба- это летний ветер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Дружба- это значит дети,

Дети- это значит мы!

11.01.2020 16:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!