СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели:
Образовательные цели:
Формировать нравственные качества.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Раскрыть сущность понятия «дружба», ложное представление о дружбе.
Развивающие цели:
Развивать навыки общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.
Способствовать развитию чувства товарищества.
Воспитательные цели:
Воспитывать чувство доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки.
Оборудование: компьютер, проектор, конверты с пословицами, памятки «Законы дружбы».
Ход мероприятия.
Ведущий:
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы свами собрались здесь для того, чтобы поговорить об очень важном и нужном. Внимательно послушайте и догадайтесь, о чем пойдет речь:
Так что же это?
Дети:
- Улыбка, дружба.
Ведущий:
- Верно, речь сегодня пойдет о дружбе,а дружба начинается с улыбки, об этом даже в песенке поется (песня «Улыбка»).
А сейчас сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните легкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и молча подарите ему свою улыбку по очереди.
- Что вы чувствовали, улыбаясь другому человеку?
- А что ощутили, когда улыбылись вам?
- Запомните эти ощущения, Вам было, несомненно приятно, ведь улыбка- это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
Ребята! Обратите внимание на фразу «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!» Запомните ее и применяйте в тех случаях, когда это необходимо!
И так, что же такое дружба?
Ученик:
- Что такое дружба ? – спросила я у птицы.
- Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя! - Что такое дружба ?
- Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки :
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное, радостное, большое. Это когда ребята все сразу, все вместе играют. Это когда мальчишки девочонок не обижают. Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
Ведущий: (слайд)
Дружба- близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
С.И. Ожигов «Словарь русского языка».
Ведущий:
Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми.
В «Толковом славаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы :
«бескорыстная стойкая приязнь».
На первое место ученый ставил бескорыстие, т.е. отсутствие выгоды.
Именно оно делает – отношеня между друзьями Благородными и чистыми.
О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяни, и дворяне.
Например философ Сократ говорил так:
«Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой?
(Песня В.Шаинского «Чему учат в школе»)
Крепко – накрепко дружить,
С детсва дружбой дорожить
Учат в школе,
Учат в школе,
Учат в школе.
Ученик:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Ученик:
Делят радость, делят горе верные друзья. Только жалко, что пятёрку поделить нельзя. И девчонки, и мальчишки дружат меж собой, “Жить без дружбы невозможно”, - скажет вам любой!
1 Ученик:
Много у меня друзей: Лена, Танечка, Сергей. С Леной песенки поём, С Таней мы гулять пойдём,
А Серёжке целый день Нас дразнить совсем не лень!
2 Ученик:
В школе дружно мы живём: Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете, О других таких же детях, Как они живут и чем Заниматься им не лень.
3 Ученик:
Всем дружить необходимо – Ане, Вите, Насте, Диме, Все мы – лучшие друзья, Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём, В школе весело живём. Пусть учительница верит – Мы её не подведём!
Ведущий:
- Эти ребята, наверное, и вправду никого не подведут. А сейчас послушайте стихотворение, которое называется «Такая вот дружба».
Ученик:
Я свою соседку Олю За косичку дёрнул в школе, — Эта Оля мне опять Не дала ответ списать. Ручкой больно ткнул я в спину Одноклассницу Марину, Нужно с ней, вообще, построже, Чтоб не строила мне рожи. Я стиралкой кинул в Лену, Ей же – как горох об стену, А весёлую Катюшку, Обозвал я хохотушкой. В сумку ябеды Ларисы Я с утра подкинул крысу, Та устроит в сумке нору, — Вот потеха будет скоро! На весь класс одну Иришку Уважаю, как мальчишку, С Ирой я давно дружу – Ей лишь кнопку подложу…
Ведущий:
- Можно ли, этого мальчика назвать другом Иры? Почему ?
-Можно ли его вообще назвать другом?
- Почему ?
- А сейчас послушайте еще одно стихотворение.
Ученик:
Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра
Карандаш мне дал однажды Я в тот день забыл пенал, В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок, Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка Не жалел и пирожка — Откусить мне дал когда-то, А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята, Больше к другу. Не влечет.
Ведущий:
- Почему к такому «другу» больше не влечет?
Ведущий:
- Какое надежное и емкое слово «Дружба!» Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все тауки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит « Нет лучше дружка, чем родная матушка». Как вы ее понимаете?
1 Ученик:
Мама – самый лучший друг!
Это знают все вокруг.
Если нам совсем невмочь,
Мама сможет нам помочь.
Заболеем – мама рядом,
Мамы знают, что нам надо.
Плакать станем – приголубят,
Мамочки нас очень любят!
2 Ученик:
Даже самый верный друг
Может нас обидеть вдруг,
Только мамы наши беды
Могут превратить в победы.
Вот поэтому, друзья,
Маму не любить нельзя,
Даже лучшая подруга
Не заменит маму – друга!
3 Ученик:
На свете без дружбы сложно прожить, Ведь должен же кто-то кого-то любить, Иль просто быть рядом, в минуты тоски, Пригладить причёску, поправить носки, Для взрослых – любовь, а для нас – это дружба.
Ведущий:
- Недаром я сказала, ребята, что дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. Какие рассказы и сказки о дружбе вы уже знаите ?
-А сейчас мы проведем викторину «Кто с кем дружит?» (Слайды)
Задания :
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) 2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина) 3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) 4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5.Забавные бурундучки Чип и …(Дейл)
6.Добрая Белоснежка и … (7 гномов)
7. Собрались однажды 4 музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили- не тужили. Назовите этих друзей – музыкантов. (Бременские музыканты.)
8.Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
9. Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье)
10. Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились)
Ведущий:
- Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги,вы приобретаете себе настоящих друзей- литературных героев. В.Боков сказал о роли книги для человека так : «Книга – учитель. Книга- наставница. Книга – близкий наставник и друг.»
Дружба очень многогранна. Послушайте сейчас 2 стихотворения и скажите о какой дружбе идет речь.
1 Ученик:
У меня теперь есть Друг, Преданный и верный. Без него я как без рук, Если откровенно. Мы гуляем во дворе, Весело играем, Скоро в школу в сентябре Вместе зашагаем. Другу я любой секрет Расскажу без страха. Я несу ему котлет, Спрятав под рубахой. Ешь, мой маленький Дружок, Что еще затеешь? Ты пока еще щенок, А дружить умеешь.
2 Ученик:
Я совсем ещё ребёнок, Ростом метр шестьдесят, Неуклюжий жирафёнок. Приходите в Зоосад. А дружу я с дядей Борей, Он мне и отец, и мать, Из бутылочки накормит И уложит в сено спать. Я в ответ его целую, Разрешу себя обнять, Руку нежную большую Языком начну лизать! Нелегко здесь жить без мамы, Но скажу я без прикрас: Дядя Боря – лучший самый! Дружба нежная у нас!
Ведущий:
Ведущий:
- В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Вы уже слышали сегодня стихотворение о друге, к которому «больше не влечет» из-за его поведения.
Давайте еще послушаем другое стихотворение.
Ученик:
Все живут — не тужат, А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: — Дружи со мной… Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: — Но ты учти — Ты во всем должна идти другу на уступки.
Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу: — А ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим. Будешь ты меня спасать — Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы, говорят: — Молчала бы!
Не вставать же на колени, Уговаривать подруг. Напишу я объявленье: Срочно требуется друг.
Ведущий:
- Почему с этой девочкой никто не хочет дружить?
Дети:
- Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают.
Ведущий:
- А что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравится людям?
(Слайды)
Предлагаю вам послушать правила общения, сформированные известным психологом Карнеги.
Ведущий:
- Выполняя все эти правила вы приобретете множество друзей.
Ученик:
Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она как воздух нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай как солнце светит нам она!
Припев:
Всюду, всюду вместе с нами дружба,
Наша песня, наша песня дружба.
Как пароль запомнить всем нам нужно
Дружба, дружба, дружба!
Ведущий:
- Настоящие друзья все делят пополам. А сейчас послушайте стихотворение С.Я. Маршака скажите можно ли таких друзей назвать настоящими?
Ученик:
Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на сете снова
Обоих мишек сшить не смог,
У Феди мишка безголовый,
А у меня без задних ног.
Ведущий:
- Настоящие друзья поступают по-другому, они умеют уступить, пожертвовать ради друга тем, что дорого самому, а это и есть настоящая дружба. Пожалуйста девочки.
Ученик:
Подружки.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
Ученик:
Подарок.
Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней. И вот одна игрушка Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная, Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки – Любимая была! Но всё же я подружке Игрушку отдала.
Ведущий читает баснюЛ.Н.Толстого «Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
– Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломили прутья по-одиночке.
Отец и говорит:
– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь — вас всякий легко погубит.
Вопросы детям:
- чему отец учил своих детей?
Недаром мудрая пословица гласит:
«Дружба и братство дороже богатства».
А сейчас я предлагаю вам попробовать дополнить другие пословицы.
Слайд
Ведущий:
- Молодцы, с пословицами справились, а теперь подумайте и попробуйте закончить предложение:
Слайд
1 Ученик:
Дружбу крепкую не сломишь, Не разрушишь без труда. С другом верным не поспоришь, Ну а если вдруг беда, Он всегда протянет руку, Не оставит никогда.
2 Ученик:
У меня есть лучший друг Он достойный самый, Если что случится вдруг, Смелый и упрямый, Он на выручку придёт, И протянет руку. Вместе мы идём вперёд, Позабыв про скуку!
3 Ученик:
Хорошо быть одиноким, Если ты не одинок, Хорошо, когда под боком Есть и север, и восток, Есть и запад осторожный, Есть и теплый, тихий юг, Когда рядом есть надёжный, Бескорыстный, верный друг.
4 Ученик:
Дружба- это свет и радость
Это песни, игры и мечты
Дружба- это краски радуг
Дружба – это я и ты
Если б ноты не дружили
Как бы песню мы сложили?
Как бы стали распевать,
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
Ведущий:
- сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила,то станите настоящими друзьями.
Слайд
Основные законы дружбы.
Анализ ситуаций.
Ведущий:
- Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.
1. Послушайте рассказ «Друзья».
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
2. Послушайте рассказ «Одинаковые».
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
3. Рассказ «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
Ведущий:
- А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?
Дети:
- Радость
Ведущий:
-Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге
Слайд ( все качества вместе)
(верность, уравновешенность, вежливость, отзывчивость,честность, внимание, откровенность.)
- остались те качества, которые вы не хотели бы видеть в своем друге.
(равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, упрямство, лень, зависть).
Дети :
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год.
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба — это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Дружба- это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Дружба- это значит дети,
Дети- это значит мы!
© 2020, Толстых Екатерина Андреевна 678