СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению

в 3 классе на тему :

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Провела Абакарова Маржанат Магомедовна

учитель начальных классов

2019 г.

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель урока: продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Формирование УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Тип урока: обобщение

Оборудование урока: - портрет А.С. Пушкина; - выставка книг А.С. Пушкина;

Ход урока

Эпиграф к уроку

“Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. А. С. Пушкин

1. Мотивация к учебной деятельности

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим.) - Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность.)

2. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.

- Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения?

Вопросы викторины:

- Где и когда родился А.С. Пушкин?

- Как звали мать поэта? Отца?

- На каком языке говорили в семье Пушкина?

- Кто занимался воспитанием маленького Александра?

- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

- Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

- Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

- Сколько всего сказок написал Пушкин?

3. Постановка учебной задачи и темы урока.

- Ребята, из какой сказки эта иллюстрация?

- Кто написал эту сказку?

- Кто знает полное название сказки ?

- Сегодня мы продолжим работу по этой сказке

4. Работа по теме урока. Работа над сказкой

(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)

5. Составление картинного плана первой части сказки

— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

6. Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была.».)

С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была.» То есть начинается с обещаний.)

Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут.».)

Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле.».)

Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)

Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)

7. Физкультминутка

- Изобразите волны, набегающие на берег.

- Летящую царевну Лебедь

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.

- Богатырей, выходящих из моря

8. Закрепление изученного

Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»

— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон.».)

— Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом.)

О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)

Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)

Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

— Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

Град - город.

Колымага — большая старинная телега.

Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный головной убор.

— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)

- Какую часть из данного отрывка вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите.

10. Работа над жанровыми особенностями произведения.

- Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?

- Что у неё общего с народными сказками? ( Сказка Пушкина очень похожа на народные. В ней добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

- В чём отличие? (Сказка Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме) 11. Рефлексия.Подведение итогов урока

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

- Чему учились на уроке?

- О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.

27.09.2019 20:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП