СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оценка уровня технологической подготовки учащихся
Диагностирование уровня технологической подготовки в процессе реализации личностно - ориентированных маршрутов обучения технологии мы предлагаем осуществлять на основе сочетания качественных методов диагностики и элементов квалиметрического анализа.
Рассмотрим ключевые понятия квалиметрии. Квалиметрию мы рассматриваем как науку об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира. Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.
Под качеством понимается совокупная характеристика сущности объекта, обусловленная его свойствами и признаками. Оценка качества технологического образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и образовательного процесса. Качество технологического образования измеряется его соответствием образовательному стандарту и степени удовлетворения потребностей государства, родителей и учащихся. Для оценки учебных достижений могут быть использованы количественные и качественные оценочные шкалы. Знания и умения учащихся, необходимые для успешного решения практических задач, заданных государственным образовательным стандартом и программой в виде требований к освоению содержания учебного предмета «Технология» можно рассматривать как совокупность свойств, входящих в состав качества технологической подготовки. В структуре технологической подготовки мы выделяем знания, умения и опыт практической деятельности (перенос знаний и умений в новую ситуацию).
Рассмотрим применение элементов квалиметрического анализа в оценке уровня технологической подготовки учащихся.
Для каждого структурного компонента технологической подготовки вводится соответствующий коэффициент, характеризующий уровень его сформированности присвоенный группой экспертов:
для знаний,
для умений,
для опыта практической деятельности (переноса знаний и умений в новую ситуацию).
Установлены следующие дополнительные весовые коэффициенты для каждого компонента технологической подготовки:
0,2 (для знаний – К1),
0,3 (для умений – К2),
0,5 (для применения знаний и умений в практической деятельности – К3).
Рассмотрим методы диагностики каждого структурного компонента технологической подготовки.
Для измерения качества знаний, умений учащихся по предмету применяются технологии педагогического тестирования, практические работы. Тесты включают задания нескольких уровней сложности: задания на проверку знаний и на проверку умения применять знания в различных ситуациях. Эти методы нами рассмотрены в параграфе 2 данных методических рекомендаций.
Уровень качества знаний учащегося определяется оценочным числом, равным отношению индивидуального комплексного показателя качества знаний к эталонному, заданному государственным образовательным стандартом и образовательными потребностями учащихся. Коэффициент сформированности знаний рассчитывается по формуле:
m – количество предложенных заданий в тесте; n – количество правильно выполненных заданий |
Количественный метод оценки требует применения методики поэлементного анализа знаний и умений учащихся. Данная методика предложена А.В. Усовой, согласно которой знания следует представить в виде набора дидактических единиц, а умения – в виде комплекса действий (операций), используя планы обобщенного характера. Например, умение моделировать прямую юбку по заданному эскизу состоит из выполнения следующих операций: нанесение линий фасона, выполнение поэтапного моделирования, название деталей выкройки, количество деталей кроя, направление нитей основы, припуски на обработку срезов. Умение считается освоенным, если учащийся выполнил все операции, входящие в данное умение. Коэффициент сформированности умения рассчитываются по формуле:
n – количество правильно выполненных операций; m – количество операций входящих в умение |
Например, при изучении темы «Конструирование и моделирование поясного изделия» в 8 -м классе учащемуся необходимо освоить следующие умения, представленные в государственном образовательном стандарте по технологии: умение выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий, умение строить чертежи поясных изделий, умение моделировать изделие с учетом особенностей фигуры и направлениями моды, умение выполнять художественное оформление изделий, умение разрабатывать и применять технологическую документацию, умение составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, умение подготовить выкройку к раскрою. Всего по данной теме учащемуся нужно освоить семь умений, состоящих из определенного количества действий. Таким образом, чтобы определить коэффициент сформированности умений по данной теме необходимо выявить коэффициент сформированности каждого отдельного умения.
Покажем, как производятся расчеты коэффициентов овладения учащимся умениями по теме «Конструирование и моделирование поясного изделия». Учащемуся предлагается задание, выполнение которого позволяет выявить уровень овладения умением моделировать брюки. Предположим, что учащийся выполнил правильно четыре действия из шести (результаты выполненной работы учитель совместно с учащимся заносит в карту пооперационного контроля), следовательно, коэффициент будет равен 0,7.
Получив числовые коэффициенты сформированности всех умений, определяется суммарный коэффициент:
, где
K – коэффициент сформированности умения;
n – общее число сформированных умений;
весовой коэффициент, установленный для умений
Одним из значимых результатов обучения является опыт практической деятельности - использование технологических знаний и умений в практической деятельности для успешного решения жизненных задач. Опыт практической деятельности учащиеся получают при выполнении заданий различного уровня сложности, включенных в личностно – ориентированный маршрут обучения технологии.
Оценка опыта практической деятельности осуществляется по формуле:
n –число выполненных учащимся заданий;
b – общее число предложенных учащемуся заданий
Общее число заданий планируется учителем совместно с учащимся, соответственно оцениваются только указанные виды самостоятельных работ в личностно – ориентированном маршруте обучения технологии.
В общем виде методику оценивания уровня технологической подготовки можно представить в табл. 12.
Таблица 12Методика оценки уровня технологической подготовки школьников
Компонент технологической подготовки и его весовой коэффициент |
Методы диагностики |
Коэффициент, характеризующий уровень технологической подготовки учащихся |
Технологические знания |
Тестирование, карточки - задания, контрольные работы, опросы, тестирование с помощью решетки Дж. Келли |
m – количество предложенных заданий в тесте; n – количество правильно выполненных заданий |
Технологические умения |
Тестирование, контрольные работы, метод пооперационного контроля, листы самодиагностики, наблюдение за деятельностью учащихся, анализ практических работ |
K – коэффициент сформированности умения; n – общее число сформированных умений;
|
Применение знаний и умений в практической деятельности |
n–число правильно выполненных учащимся заданий; b – общее число предложенных учащемуся заданий |
|
Коэффициент уровня сформированности технологической подготовки К определяется по следующей формуле: |
Оценить уровень технологической подготовки можно сложив баллы всех трех структурных компонентов и сопоставив итоговый результат с диапазоном значений, соответствующим определенному уровню. Чем ближе отношение к единице, тем выше уровень технологической подготовки учащегося (табл. 13).
Таблица 13.
Оценка уровня технологической подготовки учащихся
Уровень сформированности технологической подготовки |
Значение коэффициента (K) |
Низкий |
0,2 - 0,3 |
Удовлетворительный |
0,4 – 0,5 |
Средний |
0,6 – 0,8 |
Высокий |
0,9 – 1,0 |
Квалиметрический метод и та форма, в которой мы предлагаем его использовать служит для диагностики качества технологической подготовки учащихся и дает возможность в большей степени объективно оценить их учебные достижения, позволяет целенаправленно проводить самоанализ результатов учебно-познавательной деятельности и на их основе корректировать учебный процесс.
Таким образом, организация учебного процесса на основе создания и реализации личностно-ориентированных маршрутов обучения технологии обеспечивает повышение эффективности обучения технологии, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, повышает уровень их технологической подготовки, способствует развитию умений осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
© 2015, Бурнатов Сергей Владимирович 2390