СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследуются возможности использования технологического подхода в процессе управления качеством обучения циклу дисциплин теоретической информатики на основе выделения в содержании обучения концептуальных содержательно-методических линий: метаязыков, формального синтаксиса, комбина- торных схем, рекурсивных функций, систем счисления, формальной дедуктивной семантики, информации. Рассматривая вопросы совершенствования качества обучения в целом, необходимо иметь в виду взаимосвязь целей, процесса и результата обучения. Качество обучения как процесса составляет качество взаимосвязанных деятельностей преподавания и учения, протекающих в рамках организованного учебного процесса. Качество обучения определя- ется прежде всего его способностью обеспечить формирование у обучаемых системы та- ких свойств знаний, как полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обоб- щенность, свернутость, развернутость, систематичность, системность, осознанность, прочность.
Таким образом, качество обучения – это определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями. Иначе говоря, образование, полученное учащимся, признается качественным, если его результаты соответствуют опе- рационально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития учаще- гося. Цель считается операционально заданной, если при ее формировании всегда сущест- вует механизм (средство), позволяющий проверить соответствие результата поставленной цели.
В научной литературе качество образования (обучения) всё больше связывают с его управлением. Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выра- ботку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответст- вии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. [7, с. 420–421]. Существует достаточно большое количество определений понятия «управле- ние». Однако, несмотря на достаточно большой разброс определений, учёные склонны под управлением понимать воздействие на управляемую систему с целью максимального её функционирования с тем, чтобы эффективно совершать переходы в качественно новое состояние, способствующее достижению поставленных целей (А.П. Иванов, В.Ф. Лехт- ман, В.С. Пикельная, П.И. Щедровицкий и др.).
Выделим узловые моменты построения и реализации процесса управления качест- вом обучения:
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости использования технологи- ческого подхода в процессе управления качеством обучения. Специфика технологии управления качеством обучения состоит в том, что учебный процесс должен гарантиро- вать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к управлению качеством обучения можно выделить следующие этапы:
В своём исследовании мы решили применить технологию управления качеством обучения в процессе изучения курса дисциплин теоретической информатики.
Рассмотрим этапы проектирования учебного процесса по дисциплине «Теоретиче-
ская информатика» в условиях применения технологии управления качеством обучения.
В соответствии с этапами построения технологии на первом этапе необходимо вы- явить цели, ориентированные на повышение качества обучения данной дисциплине.
Образовательная цель обучения теоретической информатике в педагогическом вузе: формирование представлений об информатике как особом способе познания мира, об её идеях и методах, об общности её понятий и представлений. Конкретизируем постав- ленную цель:
«формальное доказательство», «формальная теория», «формализация», «исчисление»,
«алгоритм», «формальная грамматика», «конечная функция», «конечный автомат»,
«код»), необходимыми специалисту в области информатики для применения их в практи- ческой деятельности, а также для изучения смежных с информатикой учебных дисциплин и для продолжения образования;
Развивающая цель обучения теоретической информатике: развитие мышления студентов на основе решения логических, комбинаторных задач, задач повышенной сложности, а также при изучении формальных языков и грамматик.
Воспитательная цель обучения дискретной математике: подготовка к продолже- нию образования, воспитание навыков самостоятельной деятельности, развитие творче- ского подхода к решению нестандартных задач.
На следующем этапе построения технологии управления качеством обучения про- ведём анализ структуры содержания обучения дисциплины «теоретическая информати- ка», с ориентацией на повышение качества предметной подготовки учащихся.
Одним из возможных путей построения курса теоретической информатики может являться выделение в содержании обучения теоретической информатике концептуальных линий. Используя результаты анализа научно-методической литературы, а также предло- женные Н.И. Рыжовой [10] концептуальные линии обучения математическим основаниям информатики и учитывая образовательный стандарт по дисциплинам теоретической ин- форматики по специальности «математика и физика», мы выделили следующий состав содержательно-методических линий.
Концептуальные линии |
Учебные элементы |
Примеры разделов теоретической информатики |
1. Линия метаязыков |
Язык канторовской теории множеств, язык нулевого порядка, формальные грамматики |
Теория графов, комбинаторный анализ, конечные функции, языки в алфавите |
2. Линия формального син- таксиса |
Слова в алфавите, порождающие грамматики БНФ (РБНФ), машины Тьюринга, машина Поста |
Слова в алфавите, теория формальных грамматик, автоматы как преобразователи |
3. Линия комбинаторных схем |
Логические и аналитические методы комбинаторики |
Комбинаторные объекты |
4. Линия рекурсивных функ- ций |
Рекурсивные функции |
Рекуррентные соотношения, способы их решения |
5. Линия систем счисления |
Системы счисления |
Системы счисления, их применение |
6. Линия формальной дедук- тивной семантики |
Теория алгоритмов |
|
7. Линия информации |
Информация |
Виды информации. Способы представ- ления и кодирования информации |
Приведенный состав содержательно-методических линий
Проведем анализ традиционных и нетрадиционных форм организации обучения, направленного на повышение качества предметной подготовки учащихся.
В дидактике формы организации обучения (или просто формы обучения) тракту- ются как способы управления познавательной деятельностью студентов для решения оп- ределённых дидактических задач.
Преобладающими формами обучения теоретической информатике являются раз- личного типа лекции и практические занятия. Из всех форм, для которых термин «прак- тическое занятие» является родовым [6], эффективными при обучении теоретической информатике, на наш взгляд, будут упражнения и лабораторные работы.
Основа в упражнениях по теоретической информатике – задача, решение которой разбирается с помощью теории, изложенной в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений и навыков, что и определяет содержание деятельности студентов. Основное профессионально-педагогическое назначение упраж- нений состоит в том, чтобы будущий учитель информатики, понимая роль и место задач
при обучении математике и информатике, научился решать их сам и учился обучать этому других. Система задач должна давать целостное представление обо всех пяти функциях задач [2]: обучающей, развивающей, воспитывающей, контролирующей и методической. Необходимо стремиться к тому, чтобы методическая функция была выражена в боль- шинстве задач, решаемых во время упражнений. При решении задач используются ин- дивидуальная, коллективная и групповая формы работы студентов.
В ряде случаев фрагменты занятий в форме упражнений можно заменить такими формами обучения, как микролекиия [4] (в решение задач «встраивается» теоретический материал для решения конкретной задачи) или минилекиия (лекционный материал
«встраивается» перед решением определённого класса задач, например перед решением задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую (раздел «Теория кодиро- вания») излагаются общие сведения о системах счисления и способах перевода чисел из одной системы счисления в другую). При обучении алгоритмам дискретной математики и их реализации на компьютере основной организационной формой обучения будет яв- ляться лабораторная работа (лабораторный практикум).
Во время обучения в педагогическом вузе у студента необходимо сформировать стойкую потребность в самостоятельном изучении научной, учебной и методической ли- тературы. Для этого студент должен быть поставлен в ситуацию необходимости собст- венной познавательной активности, и в процессе обучения важно организовать эффек- тивную самостоятельную работу студентов. Применяются самостоятельные работы по образцу, реконструктивные и вариативные (классификация П.И. Пидкасистого [8]). Са- мостоятельные работы по образцу строятся на основе известного алгоритма деятельно- сти, например: исследование выводимости цепочки в данной грамматике реконструктив- ные самостоятельные работы опираются на преобразование имеющегося опыта решения задач, например установление свойств блочного кодирования на основе имеющегося опыта по изучению свойств алфавитного кодирования. В вариативных самостоятельных работах исходят из анализа незнакомых студенту ситуаций и получают на его основе но- вую информацию, например, решение рекуррентных соотношений и исчисление конеч- ных и бесконечных сумм, а также при изучении формальных языков и грамматик.
Обратная связь может осуществляться с помощью текущего и периодического контроля, проводимых в форме выборочного контроля, письменной проверки опреде- ленных умений и навыков студентов, тематической зачетной работы. В конце изуче- ния каждого раздела предполагается итоговый контроль усвоенных студентами знаний и умений – тесты практического или теоретического характера, контрольные работы.
На следующем этапе выделим средства обучения теоретической информатике, способствующие повышению качества обучения:
Далее рассмотрим методы обучения теоретической информатике, направленные на повышение качества обучения, которые будут использоваться при изучении содержания предмета.
При обучении теоретической информатике помимо общедидактических методов будут использоваться частнодидактические и специальные методы обучения математи- ке и информатике. Среди частнодидактических методов математики и информатики, ис- пользующихся при обучении теоретической информатике, особо выделим следующие три: генетический (индуктивный), аксиоматический и метод целесообразно подобран- ных задач.
Генетический (индуктивный) метод обучения используется при обучении фор- мальной теоретической информатике (формальным языкам, алгебраическим системам) [10]. При использовании генетического метода деятельностью студента является реше- ние целесообразно отобранных (неявно присутствуют результаты деятельности препо- давателя) задач с помощью целесообразно структурированного (деятельность препода- вателя) теоретического материала, опирающегося на типологию индуктивных определе- ний [10], а взаимодействие преподавателя и студента осуществляется в процессе пере- хода от этапа к этапу процесса доказательства индукционных предложений.
Что же касается аксиоматического метода как метода обучения фундаменталь- ным вопросам информатики, то отметим [5, с. 145–147], что, исходя из функций аксио- матического метода в самой математике как метода построения математических теорий, можно заключить о возможности его использования в качестве метода обучения, если в процессе обучения привлекать самих учащихся к построению «маленьких теорий», посте- пенно расширяющих изучаемую теорию, в которую они включаются. Аксиоматический метод как метод обучения служит для систематизации знаний учащихся, выяснения того,
«что из чего следует», для установления истинности предложений специфическим для ма- тематики способом, для вывода новых знаний из уже имеющихся.
Для мотивации деятельности учащихся, для закрепления теоретического материа- ла, а также для изучения нового теоретического материала по теоретической информатике используется метод целесообразно подобранных задач. Суть данного метода в следую- щем: (а) деятельность преподавателя заключается в построении системы задач, причем выполнение каждой задачи системы основывается на выполнении предыдущей задачи и направлено на разрешение сформулированной проблемной ситуации; (б) деятельность обучаемых заключается в разрешении некоторой проблемной ситуации, сформулирован- ной преподавателем; (в) взаимодействие преподавателя с обучаемым заключается в том, что обучающий может «вмешиваться» в деятельность обучаемого (если это необходимо) при формулировании каждой задачи или в ходе её решения. На наш взгляд, метод целе- сообразно подобранных задач превращается в метод обучения через задачи, если в про- цессе обучения обучаемые получают новые теоретические знания в ходе решения задач (т.е. задачи являются средством для овладения новым теоретическим материалом).
Остановимся теперь на специальных методах обучения информатике, обоснование и классификация которых приведены в работе [1]. При обучении реализации алгоритмов дискретной математики и информатики (алгоритмов теории кодирования, теории графов, теории алгоритмов и т. д.) на компьютере из специальных методов обучения информати- ке мы предлагаем использовать два основных метода: метод учебных информационных моделей (демонстрационных примеров) [11] (а также его модификацию – метод вер- бальных демонстрационных примеров) и программирование на языке высокого уровня (например, на языке Тurbо Раsсаl). При этом, на наш взгляд, целесообразно использо- вать учебные информационные модели первой и третьей групп классификации В.В. Лап- тева и М. В. Швецкого [3] (модели алгоритмов хранения, передачи и обработки информа- ции, модели виртуальных машин (по Т. Пратту [9])).
В заключение отметим, что процесс обучения теоретической информатике будет более эффективным, если преподаватель использует для обучения комбинацию методов обучения, например частнодидактических методов обучения (метода целесообразно по- добранных задач в совокупности с генетическим методом).
Библиография
© 2023, Мирошников Роман Сергеевич 124