СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, который направлен на развитие мелкой моторики рук у детей. Она способствует улучшению координации движений, развитию речи и мышления, а также стимулирует работу мозга.
Существует два вида пальчиковой гимнастики: игры-манипуляции и сюжетные пальчиковые упражнения.
Игры-манипуляции представляют собой простые действия, которые ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Это могут быть загибание пальчиков, повторение за взрослым определённых движений или создание образов с помощью пальцев. Такие игры развивают воображение и фантазию ребёнка.
Сюжетные пальчиковые упражнения представляют собой более сложные действия, которые требуют от ребёнка понимания сюжета и последовательности действий. Например, в упражнении «Пальчики здороваются» ребёнок должен поочерёдно соединять подушечки пальцев с большим пальцем. Такие упражнения развивают логическое мышление и способность следовать инструкциям.
Также существуют пальчиковые игры-потешки, которые сочетают в себе элементы игр-манипуляций и сюжетных пальчиковых упражнений. Например, в игре «Распускается цветок» ребёнок должен последовательно разгибать пальцы из сжатого кулачка, создавая образ цветка. Такие игры помогают ребёнку лучше понять сюжет и последовательность действий.
Пальчиковая гимнастика может быть использована как отдельное занятие или как часть других занятий, таких как развитие речи, математика, музыка и т.д. Она помогает детям лучше усваивать материал и развивать свои способности.
К пальчиковой гимнастике относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Такие упражнения развивают воображение, мелкую моторику и координацию движений у детей.
В старшем дошкольном возрасте можно сочетать пальчиковую гимнастику со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, выпрямлять по очереди каждый палец или сжимать пальцы в кулак и разжимать, одновременно произнося звуки. Например, можно использовать звуки «б-п», «т-д», «к-г».
Также существуют пальчиковые кинезиологические упражнения, которые ещё называют «гимнастикой мозга». Они помогают компенсировать работу левого полушария. Примером такого упражнения является «колечко». Ребёнок должен поочерёдно соединять большой палец с остальными пальцами каждой руки, выполняя это движение плавно и последовательно для каждого пальца. Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке.
© 2025, Шахбанова Сакинат Магомедшапиевна 116