СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эффективное формирование информационной компетентности обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения требует не только теоретического обоснования, но и разработки конкретных методических решений. Реализация приёмов технологии развития критического мышления для достижения данной цели предполагает четкую интеграцию в структуру урока. Ниже представлены практические рекомендации по применению ключевых приёмов технологии.
Обоснование выбора приёмов технологии критического мышления:
Рекомендации по применению приемов:
Это таблица вопросов. «Толстыми» вопросами называют те, на которые нужно дать развернутый ответ. Ответ на «тонкие» вопросы должен быть кратким.
Данный приём можно использовать на уроках литературного чтения, как в готовом виде, так и составлять вопросы с обучающимися.
Если обучающиеся ранее не были знакомы с данным приёмом, то стоит начать с готового материала – составленным учителем. Обсуждая, что это за задание, зачем оно нужно, особенности каждого вопроса, обучающиеся получат понимание их действий.
Начинать с коллективного составления вопросов к тексту, явно разделяя их на две колонки. Использовать опорные слова (Кто? Что? Когда? Где? - тонкие; Почему? Как ты считаешь? Почему ты считаешь? Что, если.? - толстые). Постепенно передавать инициативу ученикам: задание "Составь 2 тонких и 1 толстый вопрос к прочитанному отрывку". Использовать "толстые" вопросы для организации мини-дискуссий.
Это тезисное оформление текста в графической форме в определённом порядке. Задачей такого приёма является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздьями».
Приём можно использовать при знакомстве с новым произведением, для обобщения темы. Сначала выполнять коллективно на доске, затем – в группах или индивидуально в тетрадях или на раздаточном материале. Обязательно обсуждать получившиеся кластеры, аргументировать включение тех или иных элементов.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой строке приводится фраза, обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
Перед применением приёма, следует предоставлять четкую схему (1 существительное – тема; 2 прилагательных – описание; 3 глагола – действие; фраза из 4 слов – отношение/основная мысль; 1 слово-синоним/резюме). Начинать с коллективного составления синквейна к хорошо знакомому понятию или герою. Обсуждать получившиеся работы, обращая внимание на точность подбора слов и глубину итоговой фразы.
Это прием, в котором нужно строить гипотезы, прогнозы, предположения. Эти предположения могут подтвердиться по ходу урока или не подтвердиться с помощью фактов. Факты – это учебный материал, которым пользуются в процессе применения приёма. То есть полученная информация анализируется и выбирается то, что может подтвердить то или иное утверждение.
Перед началом работы с «Древом предсказаний» учитель должен показать образец «древа» — схему или рисунок, на котором будут расположены предположения. В начале урока стоит обсудить возможные ответы обучающихся для их подтверждения или опровержения. Приём присутствует в течение прочтения произведения. Чтобы обучающиеся дали более чёткий аргументированный ответ, следует перед этим обсудить основную тему «древа», не затрагивая его. Взаимодействие с учителем даст уверенность в правильности личных предположений.
Организационно-методические рекомендации:
© 2025, Савенок Екатерина Игоревна 33