СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка-методические рекомендации по использованию приёмов ТРКМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективное формирование информационной компетентности обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения требует не только теоретического обоснования, но и разработки конкретных методических решений. Реализация приёмов технологии развития критического мышления для достижения данной цели предполагает четкую интеграцию в структуру урока. Ниже представлены практические рекомендации по применению ключевых приёмов технологии.

Обоснование выбора приёмов технологии критического мышления:

  • Для третьеклассников наиболее эффективны приемы с яркой визуальной составляющей и четкими алгоритмами выполнения;
  • Приёмы должны быть направлены на углубленное понимание художественного произведения, выявление его основной идеи, авторского замысла, характеров героев, причинно-следственных связей сюжета. Это формирует базовые навыки анализа – ключевой компонент информационной компетентности (умение выделять главное, интерпретировать, делать выводы).

Рекомендации по применению приемов:

  1. «Толстые и Тонкие вопросы»

Это таблица вопросов. «Толстыми» вопросами называют те, на которые нужно дать развернутый ответ. Ответ на «тонкие» вопросы должен быть кратким.

Данный приём можно использовать на уроках литературного чтения, как в готовом виде, так и составлять вопросы с обучающимися.

Если обучающиеся ранее не были знакомы с данным приёмом, то стоит начать с готового материала – составленным учителем. Обсуждая, что это за задание, зачем оно нужно, особенности каждого вопроса, обучающиеся получат понимание их действий.

Начинать с коллективного составления вопросов к тексту, явно разделяя их на две колонки. Использовать опорные слова (Кто? Что? Когда? Где? - тонкие; Почему? Как ты считаешь? Почему ты считаешь? Что, если.? - толстые). Постепенно передавать инициативу ученикам: задание "Составь 2 тонких и 1 толстый вопрос к прочитанному отрывку". Использовать "толстые" вопросы для организации мини-дискуссий.

  1. Кластеры:

Это тезисное оформление текста в графической форме в определённом порядке. Задачей такого приёма является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздьями».

Приём можно использовать при знакомстве с новым произведением, для обобщения темы. Сначала выполнять коллективно на доске, затем – в группах или индивидуально в тетрадях или на раздаточном материале. Обязательно обсуждать получившиеся кластеры, аргументировать включение тех или иных элементов.

  1. Синквейн:

Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой строке приводится фраза, обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Перед применением приёма, следует предоставлять четкую схему (1 существительное – тема; 2 прилагательных – описание; 3 глагола – действие; фраза из 4 слов – отношение/основная мысль; 1 слово-синоним/резюме). Начинать с коллективного составления синквейна к хорошо знакомому понятию или герою. Обсуждать получившиеся работы, обращая внимание на точность подбора слов и глубину итоговой фразы.

  1. «Древо предсказаний»:

Это прием, в котором нужно строить гипотезы, прогнозы, предположения. Эти предположения могут подтвердиться по ходу урока или не подтвердиться с помощью фактов. Факты – это учебный материал, которым пользуются в процессе применения приёма. То есть полученная информация анализируется и выбирается то, что может подтвердить то или иное утверждение.

Перед началом работы с «Древом предсказаний» учитель должен показать образец «древа» — схему или рисунок, на котором будут расположены предположения. В начале урока стоит обсудить возможные ответы обучающихся для их подтверждения или опровержения. Приём присутствует в течение прочтения произведения. Чтобы обучающиеся дали более чёткий аргументированный ответ, следует перед этим обсудить основную тему «древа», не затрагивая его. Взаимодействие с учителем даст уверенность в правильности личных предположений.

Организационно-методические рекомендации:

  • Перед применением любого приема учитель должен четко понимать смысл своей деятельности и какое мыслительное умение он развивает данным заданием.
  • Приёмы технологии развития критического мышления органично вписываются в структуру традиционного урока, если нет необходимости осуществлений стадий.
  • Поощрение любых, даже ошибочных, мнений на этапе выдвижения гипотез. Акцент на ценности аргументации. Формирование культуры обучающихся.
  • Предоставление заданий разного уровня сложности внутри одного приёма. К примеру, приём «Толстые и Тонкие вопросы» можно предоставить обучающимся в готовом виде, а можно дать им самостоятельно сформулировать вопросы и ответить на них.
  • Обязательное обсуждение не только содержательных результатов, но и самого процесса работы: Что было легко или трудно? Как мы искали ответ на вопрос?
09.06.2025 03:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП