СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПАМЯТКА "Передовой педагогический опыт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы дошкольной образовательной организации. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

I этап - выявление опыта.

На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт.

Методы выявления:

- анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;

- просмотр организованной образовательной деятельности в образовательном учреждении;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары и др.

- анализ анкет педагогов.

В период работы над опытом используются следующие виды контроля и руководства.

  1. Просмотр и анализ календарных планов и дневниковых записей воспитателя (1 раз в месяц)
  2. Проведение консультаций по накоплению материала.
  3. Просмотр работы воспитателя с целью изучения приёмов обучения или воспитания детей и просмотр практических материалов (1 раз в месяц)
  4. Коллективный просмотр с обсуждением (2-3 раза)
  5. Опрос детей, беседа, проведение контрольной образовательной деятельности с детьми.
  6. Отчёт воспитателя в ходе работы
  7. Консультация о том, как описать собранный материал; оказание помощи в изложении материала.

II этап - изучение опыта

Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

Методы изучения:

  • Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе диагностики качества образовательного процесса;
  • Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).
  • Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
  • Наблюдение: сбор информации при наблюдении
  • Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.
  • Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
  • Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

III этап - обобщение передового опыта.

Данный этап предполагает определение главных идей опыта, вычленение составных элементов опыта, установление связи между ними. Выявленный и изученный опыт следует обобщить, т.е. раскрыть способы и приёмы, с помощью которых в обычных условиях достигнуты высокие результаты воспитания и обучения детей или управления педагогическим процессом. Анализ и обобщение - трудный момент в работе по изучению передового педагогического опыта.

Формы обобщения:

  1. Практический,формы обобщения: открытый просмотр, семинар-практикум, творческий отчет, выставка
  2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, видео, другое.
  3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, другое.

Формы представления опыта:

- Выступление на педагогическом совете

- Коллективный просмотр;

- Мастер-класс

- Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла ООД по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

- Творческий отчёт

IV этап - распространение и внедрение передового педагогического опыта

Это самая ответственная часть данной деятельности, так как предполагает создание условий и возможностей для внедрения в дошкольную практику видов передового опыта.

Работа по внедрению передового педагогического опыта ведётся по следующим направлениям:

-тщательное изучение, выделение главного в выбранном опыте (условия, приёмы, ход, результаты работы);

-составление перспективного плана внедрения

-проведение коллективного просмотра

-составление отчёта о внедрении и заслушивание на педсовете.

С целью оказания помощи педагогам в ДОУ проводятся следующие мероприятия:

-проведение семинара после изучения опыта;

-просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,

-изучение новинок литературы по данному вопросу;

-организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,

-показ отдельных методов и приёмов с объяснением их целесообразности;

-проведение консультаций.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы дошкольной образовательной организации. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

I этап - выявление опыта.

На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт.

Методы выявления:

- анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;

- просмотр организованной образовательной деятельности в образовательном учреждении;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары и др.

- анализ анкет педагогов.

В период работы над опытом используются следующие виды контроля и руководства.

  1. Просмотр и анализ календарных планов и дневниковых записей воспитателя (1 раз в месяц)
  2. Проведение консультаций по накоплению материала.
  3. Просмотр работы воспитателя с целью изучения приёмов обучения или воспитания детей и просмотр практических материалов (1 раз в месяц)
  4. Коллективный просмотр с обсуждением (2-3 раза)
  5. Опрос детей, беседа, проведение контрольной образовательной деятельности с детьми.
  6. Отчёт воспитателя в ходе работы
  7. Консультация о том, как описать собранный материал; оказание помощи в изложении материала.

II этап - изучение опыта

Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

Методы изучения:

  • Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе диагностики качества образовательного процесса;
  • Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).
  • Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
  • Наблюдение: сбор информации при наблюдении
  • Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.
  • Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
  • Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

III этап - обобщение передового опыта.

Данный этап предполагает определение главных идей опыта, вычленение составных элементов опыта, установление связи между ними. Выявленный и изученный опыт следует обобщить, т.е. раскрыть способы и приёмы, с помощью которых в обычных условиях достигнуты высокие результаты воспитания и обучения детей или управления педагогическим процессом. Анализ и обобщение - трудный момент в работе по изучению передового педагогического опыта.

Формы обобщения:

  1. Практический,формы обобщения: открытый просмотр, семинар-практикум, творческий отчет, выставка
  2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, видео, другое.
  3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, другое.

Формы представления опыта:

- Выступление на педагогическом совете

- Коллективный просмотр;

- Мастер-класс

- Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла ООД по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

- Творческий отчёт

IV этап - распространение и внедрение передового педагогического опыта

Это самая ответственная часть данной деятельности, так как предполагает создание условий и возможностей для внедрения в дошкольную практику видов передового опыта.

Работа по внедрению передового педагогического опыта ведётся по следующим направлениям:

-тщательное изучение, выделение главного в выбранном опыте (условия, приёмы, ход, результаты работы);

-составление перспективного плана внедрения

-проведение коллективного просмотра

-составление отчёта о внедрении и заслушивание на педсовете.

С целью оказания помощи педагогам в ДОУ проводятся следующие мероприятия:

-проведение семинара после изучения опыта;

-просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,

-изучение новинок литературы по данному вопросу;

-организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,

-показ отдельных методов и приёмов с объяснением их целесообразности;

-проведение консультаций.

22.04.2022 23:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП