СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Папа у Васи силён в математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наверное, всем известна детская песенка: «Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год. Где это видано? Где это слыхано? Папа решает, а Вася сдает».

Вопрос, который волнует буквально всех родителей: нужно ли помогать делать уроки? Отвечаем: «Конечно!» Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребёнку справиться с домашней работой.

В начальных классах взрослые обычно помогают детям выполнять домашнее задание. У одних это получается хорошо. У других совсем не получается. Почему?

Детей, которые схватывают «на лету», очень мало. Большинству надо помогать. В психологии есть такое понятие – «зона ближайшего развития». Это то, что ребенок может освоить только с помощью взрослого. Условно говоря, тот маршрут, по которому он готов пройти только с вами за ручку, а самостоятельно пока не способен.

Например, задачки на сообразительность он может освоить сам. А вот при заучивании правил необходимо удостовериться, что ребенок все правильно понял. Даже при самом простом выписывании палочек и крючочков в прописях понадобится ваше участие. Работа это монотонная, требует эмоциональной поддержки. Если ваше чадо начинает строчку прекрасно, а кончает тяп-ляп, значит, вам нужно на середине похвалить его за старание. Выберите самый лучший крючок и попросите, чтобы другие были не хуже.

Делать вместе с ребенком уроки - занятие не для слабонервных. «Господи! Ну что он столько сидит, здесь всё так просто!» Вам все кажется элементарным. Вам, но не ребёнку. Главная родительская добродетель - терпение. Не стоит даже намеком показать, что вам скучно. Напротив, изобразите на лице живейший интерес, если хотите, чтобы ваш ребенок занимался без омерзения. Избегайте реплик: "Вот сделаешь всё быстренько и пойдешь гулять!" Останавливайте себя, когда готовы сорваться на ребенке, если он в двадцать седьмой раз неправильно написал загогулину.

ГОТОВИМ УРОКИ

Само по себе умение готовить уроки не появится. Этому надо учить. Схему подготовки домашних заданий можно условно разбить на четыре этапа:

I этап. Делаем вместе. Как можно больше заданий делаем вместе с ребенком. Поэтапно проговаривайте инструкции. Намечайте план выполнения работы («Сначала мы прочитаем задание, откроем тетрадь, возьмем карандаш, отступим две клеточки и будем…»). Восполните пробелы в зданиях ребенка, чтобы он мог усвоить новую информацию и новые приёмы работы.

II этап. Делает сам то, что может. Дайте возможность посильную часть работы выполнить самостоятельно. Старайтесь оценивать ее вместе, объективно. Мелкие недостатки не столь важны, закройте на них глаза, промолчите. Зато похвалите самый малый успех. Ваша задача – дать ребенку почувствовать собственную силу.

III этап. Делает сам в вашем присутствии. Постепенно доверьте ребенку готовить задания самостоятельно. Вы должны лишь находиться где-то рядом, проверять, что сделано. Своим присутствием вы помогаете ребенку сконцентрироваться и оказываете моральную поддержку.

IV этап. Делает сам, без вас. Ребенок полностью самостоятельно делает домашнее задание, а вы находитесь в другой комнате. На его рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать. Ваша задача на данном этапе помочь лишь в самых тяжелых случаях и проверить выполнение задания.

ПОМНИМ О ВАЖНОМ

Самый тяжелый и трудный этап – это первый. Самый опасный – последний. Многие родители рано успокаиваются раньше времени, и все, что достигнуто, теряется, так как было недостаточно закреплено.

Если вы заметили, что ребенок стал часто отвлекаться, дайте ему отдохнуть (и сами отдохните). Попейте вместе чаю, посмотрите коротенький мультик, подышите на балконе, поболтайте. Конечно, на домашнее задание уйдет больше времени, зато оно будет сделано хорошо и у ребенка все останется в голове.

Тем, кто учится в первую смену, делать уроки лучше между 16 и 19 часами, во вторую – в промежутке с 9 до 12 часов.

В каком порядке готовить задания: от более простых к сложным или наоборот? Для младших школьников желательно начинать с более сложных (письменных заданий), потому что они быстро устают. Бывает, что объем устных заданий большой: выучить наизусть стихотворение, запомнить новый материал, подготовить пересказ. Тогда сначала можно выполнить часть устных заданий, затем перейти к письменным, а потом снова повторить устные задания.

ВОСЕМЬ ЗАПРЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

При подготовке уроков вместе с ребёнком нельзя:

1. Раздражаться, кричать и обзывать ребёнка.

Часто родители не обладают достаточным терпением и не умеют доходчиво объяснять непонятый материал. В результате процесс выполнения уроков превращается в пытку. Если оценить последствия стресса для ребёнка, наверное, лучше двойка в дневнике, чем такая «помощь».

2. Выполнять задания вместо ребёнка.

В этом случае у ребёнка развивается чувство неуверенности в себе. Со временем он станет думать, что не способен чего-либо добиться без помощи. Или привыкнет решать свои проблемы за чужой счёт.

3. Усаживать ребёнка сразу же после школьных занятий или поздно вечером.

Любой ребёнок, независимо от возраста и темперамента, быстрее усваивает материал «на свежую голову». Приниматься за примеры или английскую грамматику нужно, предварительно отдохнув.

4. Заставлять заниматься в праздники.

Ничего, кроме отвращения к предмету и неприязни к себе, вы не добьётесь. Современные школьники и так подвергаются большим нагрузкам и устают к концу недели.

5. Использовать выполнение заданий в качестве наказания.

Иначе учёба будет связываться только с неприятными эмоциями и родительским гневом.

6. Пренебрегать проблемами ребёнка.

Нельзя отказывать сыну или дочери в просьбе о помощи. Как бы ни были вы заняты, необходимо найти для этого время. Иначе дети станут скрытными и потом начнут относиться к вашим советам с недоверием.

7.Сравнивать ребёнка с другими детьми.

Ваш сын-гуманитарий при всём желании не сможет стать Петей Ивановым, у которого по математике одни пятёрки. Максимум, чего вы добьётесь, - он начнёт тихо ненавидеть и математику, и Петю. А если ему постоянно твердить, что он такой же лентяй, как Сидоров из соседнего подъезда, не стоит удивляться возросшему количеству двоек в дневнике.

8. Критиковать в присутствии ребёнка учителей или школу.

Непродуманные высказывания в адрес учителя (даже если он это заслуживает) могут не только вызвать у ребёнка пренебрежение к предмету, но и спровоцировать неуважительное поведение по отношению к педагогу.

Не наказывайте вашего ребёнка за плохо сделанные уроки или неважные отметки. Кричать, лишать сладкого или прогулок тоже не стоит. Качество выполнения домашних заданий от этого не улучшится. Попробуйте набраться терпения и пройти этот путь вместе с ребёнком.

Категория: Психологу
20.02.2019 10:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!