СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Патриотическое воспитание обучающихся средствами музеев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Патриотическое воспитание обучающихся средствами музеев»

Патриотическое воспитание школьников является одним из приоритетных направлений современного учебно-воспитательного процесса. Оно исторично, т.е. тесно связано с конкретной исторической обстановкой общества с его спецификой развития на реальном историческом этапе. На сегодняшний день актуальность патриотически - ориентированного воспитания резко возрастает, что связано с усилением информационной войны в мире. Государственная образовательная политика определяет основные цели и задачи патриотического воспитания на определенный период времени. Мы возьмем за основу государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016−2020 годы», утвержденная соответствующими постановлениями Правительства РФ. Рассматривая патриотическое воспитание школьников как целенаправленный, специально организуемый процесс формирования патриотических качеств (который предполагает освоение школьником определенной системы знаний и умений, необходимых ему для успешной ориентации и активно - деятельностной социальной самореализации) мы, в рамках настоящей статьи, предполагаем, уточнить современные формы и содержание патриотического воспитаниям школьников

На современном этапе происходит обновление содержательного и технологического компонентов патриотически-ориентированного образования. Применение системно - деятельностного подхода в историко-краеведческом образовании меняет позиции участников образовательного процесса. Обучающийся из «объекта» становится «субъектом» поисково-исследовательской деятельности, благодаря чему он является активным участником краеведческой работы. Познавательная деятельность обогащается эмоционально-окрашенным духовно-нравственным процессом. И в этом процессе большую роль играет музейная педагогика.

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводится учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Как учитель истории, активно применяю музейные средства в качестве информационных, духовно-нравственных ресурсов в гражданско-патриотическом образовании обучающихся. Изучать то, что малоизвестно другим, исследовать то, что пока не исследовано – обширное «поле» для начинающего исследователя – краеведа. Музейные средства представляют собой часть «живой» истории, мотивирующие и вызывающий интерес к поиску ответов на познавательные вопросы: Что это? Кто это? Какой след оставили в истории малой Родины? Музейным ресурсом для исследовательской деятельности является - Все, что находится в музее: вещественные экспонаты, архивные документы: письма, фотографии и т.д.

Приведем примеры из опыта поисково-исследовательской деятельности моих воспитанников, связанных с использованием музейных средств. Будучи на экскурсии в музее ОАО «Химический завод имени Л.Я.Карпова» у Мухамадеевой Ангелины вызвал большой интерес необычный экспонат: «слепок кисти хирурга Е.Н.Чоловского». Именно он стал отправной точкой большой и интересной исследовательской деятельности Ангелины. В результате изучения литературы и архивных документов, опроса населения, встречи с пациентами Ефима Николаевича, консультаций с сотрудниками музеев Мухамадеевой А. (9 класс) удалось написать исследовательскую работу «Е.Н. Чоловский – уникальный бондюжский доктор». Выступления на конференциях в 2019году с данной работой вызвали большой интерес у слушателей, получила высокую оценку экспертов, полностью соответствующую строгим требованиям научной работы. На республиканской конференции «Их имена составили славу России», Межрегиональных юношеских научно- исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри работа (секция краеведение на русском языке) была удостоена 1 мест, Ангелина признана Победителем.

Или Мазитова Лия (10 класс), работая над проектом «Вклад женщин Бондюжского района в Победу Великой Отечественной войне», досконально изучив архивные данные райвоенкомата по мобилизации жителей Бондюжского района ТАССР, посетила заводской музей. Там она обратила внимание на знамя, уже достаточно ветхое, рядом с фотографией группы девушек военной поры. Она заинтересовалась эти экспонатами, оказалось это переходное Знамя «Победителю фронтовой бригады в социалистическом соревновании». Когда возникли фронтовые бригада? Почему они были созданы? Кто входил во фронтовые бригады? Живы ли сегодня бывщие члены фронтовых бригад? Много времени было потрачено на поиски, опросы, изучение архивных документов завода, но результат поисково-исследовательской работы был признан социально – значимым важным дополнением к истории малой родины в годы Великой Отечественной войны во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История вокруг меня» (2019г.).

И еще, следует отметить тот факт, что музейные средства более сильное впечатление производят, если школьник пришел в музей, уже информационно подготовленным. Тогда он может отобрать тот уникальный предмет, фото, документ, который его эмоционально «цепляет». Так произошло с Аделем Гришиным (10 класс), в прошлом году он занимался исследованием темы «Бондюжцы – участники Гражданской войны», изучая фонд заводского музея, он увидел групповую фотографию « Маршал В.И. Чуйков с ветеранами Бондюжского завода - участниками Гражданской войны». Он был удивлен: причем здесь маршал Великой Отечественной войны и участники Гражданской войны». Какая связь?». Начался поиск людей на фотографии: понятно их в живых уже не было, изучение биографии Василия Ивановича Чуйкова. В результате удалось найти родственников участников гражданской войны- Х.И. Мратхузина – правнука в Москве, племянницу Шагимуратова М.Н., сына Ф. Закирова. И действительно, Василий Иванович воевал в Азинской дивизии, которая освобождала бондюжские земли от колчаковцев вместе с рабочими Бондюжского завода. Исследовательская рабоа Гишина А. была признана лучшей работой на Республиканской конференции «Жить, помня о корнях своих» -2019г., дважды становилась призером на Республиканской конференции «Их имена составили славу России» (2018,2019гг.).

Интересен опыт исследовательской работы Костиной Веры с использованием музейного средства – выставки работ художника К.Гуна в Елабужском историко-архитектурном заповеднике. Вера впервые увидела работы К.Гуна, посвященные этнографии кряшен – Д.Старое Гришкино. Описание этнографического костюма кряшен к.XIX в. Веру, как представителя кряшенской культуры, заинтересовала проблема эволюции национального костюма кряшен. Началось исследование творческой деятельности Карла Гуна, особенностей рисунка орнаментов и цветовой гаммы одежды женщин и девушек кряшен. Работа увлекла Костину В., результатом работы прекрасная творческая работа, которая была удостоена 1 места на Республиканской конференции «Жить, помня о корнях своих».

Таким образом, благодаря использованию музейных средств в поисково-исследовательской деятельности обучающихся, технология музейной педагогики является успешной в патриотическом воспитании современных школьников.

21.04.2019 00:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!