СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что такое воспитание? Мне представляется, что это «питание» души и сердца ребёнка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным – «питание» Красотой. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. Сегодня воспитание становится проблемой спасения под знаком SOS. То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе, как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьёзные меры, и немедленно.
Что мы можем сделать? Главное – знать причину болезни, найти корень. А причина одна – упадок нравственности. Культуры в самом широком смысле этого слова. Причина – в самом человеке. Деградация человека неизбежно приводит к деградации общества и государства, к глобальной катастрофе.
То, что в реальной практике обучения и воспитания дети испытывают дефицит любви, и что это оказывает непосредственное влияние на качество и эффективность образовательного процесса, - известно многим. В связи с этим одной из приоритетных стратегий развития педагогики выделяют «педагогику любви». Это область педагогики в которой исследуют закономерности взаимовлияния педагогической любви на духовное развитие, сотрудничество и саморазвитие как учителей, так и учащихся в процессе обучения и воспитания.
В Москве с 9-го по 11-е января 2011-го года состоялись Десятые Международные Педагогические Чтения на тему «Как любить детей». Проблема эта с незапамятных времён волнует педагогов и родителей. В лабораториях педагоги и родители трудились над тем, чтобы понять, что такое педагогическая любовь. Вот какие высказывания получились:
Педагогическая любовь – это факел, разжигающий костёр в сердце ученика;
Педагогическая любовь – это молитва, труд и терпение;
Педагогическая любовь – это чудотворная, созидающая сила.
Любовь и преданность ребёнку творят чудеса. О воспитательной силе педагогической любви говорили многие великие педагоги.
«Любить Ребёнка – значит защищать его от зла, которое ещё окружает многих детей в жизни ( мы имеем в виду прежде всего семью)». (В.А. Сухомлинский)
«Знания, не обогащённые любовью, становятся бедствием для их обладателя. Мы не физику, не математику сеем, каждый из нас сеятель любви». (Ш А.Амонашвили)
«Уважайте незнание ребёнка.
Уважайте труд ребёнка.
Уважайте неудачи и слёзы ребёнка…» (Я.Корчак)
Гуманная, очеловеченная педагогика стучит в наши двери и сердца. Услышим ли, не отринем ли её стук?
В чём же суть гуманной педагогики? Она не гонится за отметками, не устраивает соревнований, а признаёт ребёнка Высшим Божественным Даром и любовь к нему как педагогическую категорию. Мы, учителя, зациклились на обучении, а душа ребёнка ускользает от нас. Кто, если не учитель, может сотворить из ребёнка достойного человека для общества – творческого, созидающего, который не допусти и не сотворит зло.
Мы должны помнить и подтверждать в себе истинность мудрости Иоганна Генриха Песталоцци: «В любви ребёнок находит вдвое больший источник роста». Если учитель относится к ученику с пониманием и любовью, то ученик стремится заслужить любовь и уважение учителя. Такой подход способствует утверждению веры ребёнка в собственные силы. В школе должна царить гуманность, то есть человечность в отношении к детям.
Но приемлема ли гуманность в нашем ожесточившемся мире, когда жизненная практика ставит под сомнение идеалы гуманизма, отдавая преимущество силе и ловкости? Да, ХХI век начался демонстрированием почти первобытного культа силы и насилия. Но правильно ли будет, если мы сложим руки и будем ждать лучших условий для взращивания гуманизма? Ещё Вернадский говорил, что никогда не наступит время, чтобы человек был доволен всем. «Если мы сейчас не позаботимся о духовности, это время не наступит никогда»(Ш.А.Амонашвили). Что разумное сеем сегодня? Средства массовой информации отравляют, извращают сознание людей. Что можно этому противопоставить? Только добрые человеческие отношения, которые надо взращивать в каждом ребёнке с детства. Взращивать сегодня, а не завтра. Взращивать лучшие чувства, лучшие качества, лучшие мысли. Как это делать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Духовное и материальное благосостояние государства зависит от тех основ, которые мы, именно мы и сейчас, заложим в сердце детей.
Воспитание Красотой и Культурой не просто красивые слова – это опыт человечества, это единственный путь. При этом Культура и Красота должны быть поняты во всей их глубине и широте. Это не просто этикет и хорошие манеры, не просто внешняя красивость, не эрудированность; Культура и Красота – понятия глубинные, прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека, с его мыслями, чувствами. «Подлинно культурный человек – это не только образованный человек. Культура – это не только образование. Это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы». (М. Зощенко)
Культура, если она впитана с детства, обязательно становится неотъемлемым достоянием человека. Она, как бы, пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками.
А в чём же Красота? Как она влияет на ребёнка? Где её искать и как нести детям? Красота многолика, многопланова. Что это может быть? Природа, искусство, красота Человека, его духовная, внутренняя красота. Это красота наших чувств, мыслей, переживаний. Ясно одно: в чём и как бы ни была выражена Красота, она положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенней, уверенней… Красота может успокаивать, может придавать силы и даже лечить. Недаром существует арт-терапия – лечение Красотой. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребёнка Красотой - всем прекрасным, чем только сможем. И необходимо научить её воспринимать. В.Сухомлинский писал: «Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти». Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведёт к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости. «Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди».(В.Сухомлинский)
Восприятие Красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает – и должна возникать – в нас и в детях при встрече с Красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъём, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной Красоты, от творчества, благотворно влияют на здоровье.
Мы должны говорить ребенку, объяснять ему значение Красоты для людей, её ценность и необходимость. И, конечно, говорить о том, что проявлением прекрасного в человеке было и остаётся добро. Ибо красота и добро присущи каждому человеку от природы. Поэтому не страх и чувство вины, а любовь и утверждение собственных сил должны лежать в основе педагогического процесса. «Сложив крылья, не полетит даже сам орёл».(Григорий Сковорода).
© 2020, Бородина Татьяна Васильевна 385