СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Каждому известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безинициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: не мотивирован… В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности.
Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Мотивировать на учебную деятельность детей – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе. Учитель сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения.
На мой взгляд, в нашей образовательной организации будут эффективны следующие педагогические технологии работы учителя со слабо мотивированными обучающимися по преодолению их учебной неуспеваемости:
- обучение в сотрудничестве. Почему? Потому что, главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.
- проектное обучение. Почему? Это способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, что так необходимо в работе со слабо мотивированными учащимися. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. Проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения. Проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень, положительно влияет на эмоциональное развитие.
- технология “полного усвоения”. Почему? Так как цель данной технологии состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности и с учетом его индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
- игровые технологии. Почему? Так как игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека. Именно игра помогает ребятам побороть стеснительность, т.е. преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ребятам. Более того, слабо подготовленный ребёнок может проявить находчивость и сообразительность.
Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе. Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся мы осуществляем на дополнительных занятиях. На каждого слабо мотивированного учащегося я делаю индивидуальный маршрут.
Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости - это совместная работа педагога, психолога, социального педагога, и конечно же родителей.
Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети. В итоге я пришла к таким выводам: в работе с учащимися с низкой мотивацией к учению нужно соблюдать следующие принципы обучения:
1. Уже на начальном этапе урока заинтересовывать детей темой урока.
2. По мере возможности в игровой форме давать задания.
3. Если дети никак не усваивают тему, значит, учитель выбрал не ту технологию обучения, не те приёмы и методы работы, не тот учебный материал.
4. Не ругать детей, а в доступной форме излагать материал, иногда даже повторно объяснить тему урока.
5. Использовать юмор в общении с детьми.
6. Использовать индивидуальные, групповые формы обучения, а также работу в парах.
Таким образом, только продуманное обучение, интересные для детей уроки способствуют осознанному усвоению знаний. Низкая учебная мотивация школьников является одной из наиболее сложных проблем современного образования. Решение данной проблемы в каждом конкретном случае зависит от конкретного педагога, способного увлечь учащихся процессом познания мира.
© 2024, Казанцева Ольга Федоровна 74