СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия формирования валеологической культуры на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В данной статье внимание акцентировано на выявлении педагогических условий валеологической культуры младших школьников, представлены методы и способы реализации валеологической культуры на уроках окружающего мира.

Современное образование направлено на развитие мотивации и готовности обучающихся придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни.

Валеология, как междисциплинарная область знаний, изучает здоровье человека на всех его уровнях, методы, средства и механизмы его формирования, сохранения и укрепления, способы его оценки и прогнозирования на основе учета влияния многочисленных факторов окружающей и внутренней среды организма.

Валеологическая культура включает в себя знания своих генетических, физиологических и психологических возможностей, владение методами и средствами контроля, сохранения и развития своего здоровья, а также умения распространять валеологические знания на окружающих.

В младшем школьном возрасте происходит становление общечеловеческой культуры со всеми ее аспектами, дети начинают осознавать нравственные мотивы, учатся нести ответственность за свои поступки.

Предпосылками формирования валеологической культуры младших школьников выступают современные условия окружающей среды.

При формировании валеологической культуры и здорового образа жизни младших школьников, необходимо учитывать ряд внешних факторов, влияющих на здоровье детей и психологические особенности младшего школьного возраста [3].

Валеологический подход акцентирует внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, отбор наиболее эффективных методов и средств формирования и развития у детей ценностного отношения к здоровью (своему и окружающих людей), культуры здоровья и здоровьетворения и стереотипов здоровьесберегающего поведения.

Здоровьесберегающая среда имеет ряд важных элементов, которые направлены на удовлетворение потребностей в движении и смене видов деятельности, питании, то есть физиологические потребности.

Педагогические условия отражают всю совокупность возможностей образовательной среды: целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования.

Педагогические условия включают в себя: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания. В структуре педагогических условий неизменно присутствуют как внутренние элементы, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса, так и внешние элементы, которые призваны содействовать формированию процессуальной составляющей всей педагогической системы.

Опыт последних лет показывает, что позитивные результаты по формированию валеологической культуры у младших школьников согласно требованиям ФГОС НОО, реализуются при соблюдении педагогических условий в образовательном процессе и в частности на уроках окружающего мира, если [1]:

  1. Происходит интеграция здоровьесберегающего компонента в учебный материал предмета «Окружающий мир».

Подача материала должна быть в легкодоступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей. Важно не допускать переутомления школьников, направляя их действия, контролируя нагрузку.

Выполняя данные задачи, на уроках учителем используются различные стихи, загадки, кроссворды, игры, шутки, головоломки, рубрика «Это интересно», легенды, позволяющие детям легко и не принужденно воспринимать программный материал. Такие уроки дают возможность детям показать себя, проявить свое воображение и свою фантазию.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся педагог должен проводить физкультминутки, динамические паузы, гимнастику для глаз, массаж активных точек.

Необходимо следить за расположением детей в классе: за партами по периметру вдоль трех стен или полукругом – уже обеспечивает заметное снижение их агрессивности и повышение эффективности их общения. Такое расположение детей, позволяет познакомиться с индивидуальностью каждого, дает возможность учащимся почувствовать себя в коллективе, а также создает отношение творческой взаимосвязи, единство общения и деятельности.

Важно помнить, что не всем детям в одинаковой мере легко дается окружающий мир. Это может содействовать возникновению напряжения, формированию со временем стресса. Для того чтобы избежать этого учителя проводят на уроках работу по профилактике стрессов. Отличные результаты дает работа в парах, микрогруппах на месте и у доски, где более «слабый» ученик чувствует помощь друга [6].

В уроки окружающего мира включен физкультурно-познавательный компонент. Запоминание нового учебного материала в сочетании с двигательной активностью происходит быстрее.

Широко используются на уроках окружающего мира игрушки и картинки. Имитация движений способствует развитию у учащихся различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.

  1. Создаются условия для организации исследовательской деятельности по изучению собственного организма, путем самонаблюдений, анализа и самоанализа, происходящих в организме процессов.

Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли учёных-специалистов: ботаников, зоологов, экологов.

Роль исследователя позволяет ребёнку в игровой форме заниматься довольно сложной аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.д. Он с радостью делает то, что никогда бы не делал не в игровой ситуации [5].

Творческие принципы такого урока:

  • максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке;
  • не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока;
  • развитие функции общения на уроке, как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

Проведение на уроках по окружающему миру мини-исследований, экспериментов, исследований, доказывает, что в процессе такого учения каждый чувствует себя личностью, у детей максимально сохраняется интерес к учёбе, добыванию знаний.

  1. Обеспечивается проведение на уроках «Окружающий мир» систематического валеологического анализа и самоанализа при учении соответствующего материала.

При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

  • плотность урока;
  • количество видов учебной деятельности;
  • длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах);
  • частота чередования видов учебной деятельности;
  • количество видов преподавания;
  • место, длительность и условия применения ТСО;
  • частота чередования видов преподавания;
  • психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
  • соблюдение правильной позы, её соответствие виду работы и чередование в течение урока;
  • наличие, место, содержание и длительность физкультминуток;
  • момент снижения учебной активности школьников как показатель утомления.
  1. Уроки проектируются и проводятся с использованием активных методов обучения.

Уроки окружающего мира часто проходят в нетрадиционной форме: уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-КВНы, что дает возможность каждому ученику принимать участие в достижении цели урока. Такие уроки не только дают конкретные сведения по основам здоровья, но и формируют у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки при обучении школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам. Также на уроках используются занимательные беседы, творческое рисование, дидактические и сюжетно-ролевые игры, разыгрывание проблемных ситуаций, составление памяток, коллективные проекты, викторины, анализ видеоматериалов, валеотренинги, диспуты и дискуссии [2].

Таким образом, для достижения позитивных результатов в рамках формирования валеологической культуры в младшем школьном возрасте необходимо стремиться к гибкости учебного процесса в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Создавать различные образовательные и проблемные ситуации, организовывать исследовательскую деятельность обучающихся, формировать познавательный интерес к своему здоровью и сбережению окружающей среды. Педагогу следует придерживаться педагогических условий, связанных созданием благоприятной образовательной атмосферы, которая должна быть наполнена элементами здоровьесбережения.

Литература

  1. Боровская Л.А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как требование ФГОС НОО [Электронный ресурс] // Психологические и педагогические науки [Офиц. сайт].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanieumladshihshkolnikovosnovzdorovogoobrazazhiznikaktrebovaniefederalnogogosudarstvennogoobrazovatelnogo (дата обращения: 15.11.2017).
  2. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания: учебник для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. - 2006. – 94-98 с.
  3. Каченовский М.Б. Введение в валеологическую педагогику / М.Б. Каченовский. – М.: Академия. - 2008. – 68-70 с.
  4. Мартыненко А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М.: Медицина. - 2006. – 222-224 с.
  5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. – Москва.: ВЛАДОС. – 2007. – 35-38 с.
  6. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности / Н.В. Тверская ученика // Образование в современной школе. - 2005. - №2. – С. 48-50.

03.11.2019 23:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП