СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия развития коммуникативной компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативный подход, принципы коммуникативной дидактики, педагогические приёмы развития коммуникативной компетентности на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Общество немыслимо вне общения. Общение является тем важным и необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование и развитие не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности человека в целом. Реальность и необходимость общения определяется совместной деятельностью. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и различными отношениями между людьми [9].

Для успешной социальной адаптации младших школьников, как показывает опыт, необходимо первоначально заложить основы формирования таких личностных качеств, как контактность, эмпатичность, простота и доброжелательность. Под контактностью мы понимаем умение детей вступать в продуктивные взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками. Это проявляется в умении ребенка быть активным в беседе; не бояться первым начинать общение с незнакомыми детьми, с учителем, используя при этом знания этикета; вступать в совместную деятельность со сверстниками (познавательную, трудовую, игровую, и т.д.) и проявлять в ней инициативу и творчество[1].

Коммуникативная компетентность – это способность к общению и межличностному взаимодействию; это умение вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию; это овладение навыками общения. Значительные изменения в личности младшего школьника указывают на обширный потенциал развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение данного периода ребёнок развивается как активный субъект, познающий окружающий мир и самого себя, приобретая собственный опыт деятельности и поведения в этом мире. Деятельность ребёнка начинается с коммуникативной компетентности, то есть с общения [2].

Коммуникативный подход предполагает собой создание такого пространства взаимодействия субъектов различной деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, высказывает, аргументирует свои мысли, формулирует взаимоприемлемую точку зрения. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.

По мнению Сидоренко Е.В., главным условием для развития коммуникативной личности является овладение не языком, речью, а основными источниками приобретения коммуникативной компетентности становится опыт восприятия искусства, опыт народной культуры. Прекрасной возможностью для таких приобретений могут стать уроки литературного чтения [7].

Для многих современных образовательных технологий характерен взгляд на урок как на коммуникативное событие. В организации урока литературного чтения целесообразно учитывать три принципа, которые предлагают представители школы коммуникативной дидактики (В.И.Тюпа, Ю.Л. Троицкий), выступающей как альтернатива авторитарной школе. Её авторы считают, что коммуникацией является жизнь сознания. Стратегия обучения школы коммуникативной дидактики основывается на следующих принципах:

Принцип приоритета коммуникации над информацией. В качестве цели обучения здесь выдвигается приобретение и расширение у обучающегося духовного опыта, который получен в ходе общения с одноклассниками по поводу художественного произведения.

Принцип приоритета понимания над знанием (запоминанием). Нельзя научить пониманию, но ему можно научиться во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. Понимание в коммуникативной дидактике рассматривается как процесс «перевода» знания с общепринятого научного «внешнего» языка- языка учебной дисциплины - на язык «внутренний», в план внутренней речи обучающегося. Именно такая переработка информации преобразует личный опыт субъекта и стимулирует рождение новых смыслов.

Принцип приоритета диалога над монологом, диалога согласия над спором и дискуссией. Коммуникативная дидактика не пропагандирует столкновения мнений, так как «единственная истина» лишает обучающихся возможности творчески мыслить и творить. В ходе обсуждения текста должна учитываться каждая читательская версия, и именно из их множества рождается понимание всего литературного произведения. Диалог согласия предусматривает не спор и отстаивание своей точки зрения, а именно умение слушать и понимать другого человека. Задача учителя при этом заключается в следующем, не отвергая столкновения мнений, склонять обучающихся к поиску согласия, так как «сущностное знание-это область согласия, сфера согласуемых версий» [8].

При перестройке начального обучения предмету «Литературное чтение» отводится особое место, поскольку здесь формируются важные обще учебные навыки и коммуникативно-речевые умения, которые используются на других предметах.

Литературное чтение - это, пожалуй, единственный предмет, позволяющий в эмоционально-образной форме (а не путем назидания) осмыслить морально-этические проблемы и соотнести их с собственным опытом, что непосредственно способствует постепенному совершенствованию личности самого школьника.

Параллельно с обучением детей навыкам чтения и формирования умений понимать художественное произведение, развиваются такие коммуникативные способности, как умение вести диалог, общаться с другими читателями, вести воображаемый диалог с писателем и его героями.

«Окружающий мир» - это особый предмет. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации урока, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (например, на пришкольном участке,в уголке природы, музее, в парке, физкультурном или игровом зале и др.).

Изучение окружающего мира благотворно влияет на развитие всех сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное коммуникативное развитие. В процессе познания природы и социального мира происходит совершенствование, развитие сенсорных процессов, а также речи,мышления, у школьников развивается любознательность. Окружающий мир – это источник чувств.

Ребенок постоянно наблюдает за явлениями окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами, развивает уменияустанавливать связи и зависимости, анализировать, обобщать наблюдаемые явления и делать выводы, в общем, все то, что делает его умнее, любознательнее, пытливее, сообразительнее. Вместе с тем, воспитывается логика мысли, развивается логически правильная речь и воображение обучающегося.

Процесс развития коммуникативной компетентности младших школьников - достаточно трудоемкий и длительный. Коммуникативная компетентность включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими людьми, практическое овладение как диалогической, так и монологической речью, умение пользоваться средствами языка в устной речи в соответствии с конкретными условиями и задачами общения, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, способность к осуществлению учебного сотрудничества, умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия окружающих, умение создавать небольшой текст, актуальный для успешной социализации человека [2].

Следует заметить, что в развитии коммуникативной компетентности необходимо организовать обучение так, чтобы по основным своим чертам оно было похоже на процесс общения. Для этого требуется тщательно продумать и специально организовать различные ситуации на уроках, использовать разнообразные методы и приемы работы, что может способствоватьэффективности учебного процесса в начальной школе.

Развитие коммуникативной компетентности будет наиболее эффективно при специально организованной коллективной и групповой деятельности, которая направлена на достижение общей цели. Групповая работа способствует непосредственно организации общения, так как каждый ребенок может говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою позицию и мнение, проявлять свои способности в совместной работе. Со временем речь детей меняется, фразы приобретают логическую последовательность и завершенность. Групповая работа – это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности, развивающий коммуникативную компетентность [3].

При использовании этих форм работы в процесс учёбы включаются друзья, родители, для которых школьная жизнь становится ближе.

Вторым важным условием эффективности развития коммуникативной компетентности младшего школьника является использование педагогических приемов.

Педагогические приёмы – это те приёмы, которые повышают качество и эффективность непосредственно самого образовательного процесса. Развивая интерес к школьным предметам, проводя интересные и занимательные групповые мероприятия, можно дать ребёнку мощный толчок к саморазвитию, адаптации к учебному процессу, привить навыки саморегуляции учащимся [5].

Кириченко Л.И. предлагает следующие педагогические приёмы развития коммуникативной компетентности для детей младшего школьного возраста в образовательном процессе:

- использование проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной деятельности, так как дети учатся ставить и решать задачи посредством диалога друг с другом;

- использование методов проектов не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширить их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных способностей учащихся;

- использование игр и игровых упражнений приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки; игры способствуют развитию мышления, воображения; во время игры идёт контакт между всеми участниками процесса,следовательно, развивается коммуникативная компетентность детей;

- для младшего школьного возраста основным является наглядно-образное мышление, с доминированием эмоциональной сферы. В связи с этим, у младших школьников наиболее оптимальным в обучении связному высказыванию целесообразно использовать изобразительную наглядность в виде картинок и образных схем;

- элементы здоровьесберегающих технологий, преследующие цель укрепления здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и бодрыми, могут способствовать также и развитию речи детей;

- использование элементов личностно-ориентированного развивающего обучения, основанные на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося, что позволяет содействовать развитию коммуникативной компетентности учащегося;

- на уроках русской грамоты и литературного чтения большой интерес вызывает использование ролевого чтения, инсценировки произведений, ролевых диалогов, решение проблемных ситуаций, проигрывание по ролям различных ситуаций, так учащиеся могут проявить себя и взаимодействовать с окружающими;

- творческий подход в обучении также помогает раскрыть индивидуальные способности ребёнка и развивать творческий потенциал каждого ученика, при использовании творческого подхода дети не боятся проявлять себя в любой сфере деятельности, благодаря этому развивается их коммуникативная компетентность [4].

Введение комплекса специально организованных упражнений, ситуаций в уроки способствует получению устойчивых положительных результатов. Наилучшим же источником пополнения активного словаря школьников, несомненно, служит литература, речь интеллигентных людей. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов [6].

Ситуации, создаваемые на уроках, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, которые совершил герой, учился бы дружить,верить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи учащегося, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи учащегося.

Проанализировав материал и особенности организации учебных предметов, литературного чтения и окружающего мира, можно сделать вывод о том, что использование проблемно-диалогического обучения, метода проекта, игр и игровых упражнений, ролевого чтения, инсценировки произведений, обогащающих опыт сотрудничества, могут быть эффективными для развития коммуникативной компетентности младших школьников.

22.08.2018 17:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!