СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
тема: «И нет у нас Родины, кроме России…»
(П. Синявский)
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево
(образовательное учреждение)
Парфенова Ирина Геннадьевна
(ФИО полностью)
педагогический стаж 35 лет.
«Патриотизм - это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В.В.Путин.
Уже более тридцати пяти лет я работаю в школе учителем русского языка и литературы. Стать учителем я мечтала с детства. Я благодарна своим учителям Нижнесанчелеевской школы за то, что они были для меня не просто преподавателями, а ещё и мудрыми советчиками, верной поддержкой. Благодаря им моя детская мечта осуществилась. Кажется, что совсем недавно сама, сидя за партой, слушала своего учителя русского языка и литературы Тагаеву Нину Ивановну, рассказывающую нам о том, что такое патриотизм на уроках русского языка, записывая предложения, и на уроках литературы, анализируя прочитанные произведения.
Время летит…. Но воспитание патриотизма у школьников остается одной из главных задач и нашего дня. Мне кажется, что патриотизм начинается с любви и уважения к своим родным, близким, друзьям. Очень важно в сложном современном мире воспитывать у детей любовь к Родине, к Отечеству, гордость за своих предков. В своей работе я использую не только возможности урока, но и активно работаю над воспитанием патриотизма во внеурочной деятельности. Это и классные часы, и участие в различных акциях, и даже оказание адресной помощи тем, кто жив, тем, кому мы обязаны жизнью.
Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.
В этом году к юбилею победы мои ученики читали стихи о войне, записывая ролики. И не нужно большей благодарности учителю, видя в глазах ребят чувство ответственности, гордость за своих предков. Ученики 5 класса подготовили рассказ о своих родственниках погибших в ВОВ к уроку литературы. Рассказы получились небольшие, мало сохранилось материала, фотографий с того времени, но с каким удовольствием они это делали. И я понимаю, что не зря я выбрала профессию - учитель. На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо учить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей. И именно мы, филологи, обязаны решать проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А. Герцена писал : «Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Огромное воспитательное значение имеют уроки литературы. Я всегда говорю детям, что учебных предметов в школе много, но именно литература учит жизни. Ведь мы вместе с литературными героями проживаем их жизни: вместе с ними радуемся, огорчаемся, празднуем победу. Именно книга может окунуть нас в прошлое или заглянуть в будущее. С книгой мы учимся дружить, любить, находить выход из различных жизненных ситуаций. В содержании программы предмета «Литература» очень много произведений связанных с нашей историей, рассказывающих о ВОВ и др.
В содержании программы предмета «Русский язык» имеется учебный материал, который так же можно использовать для решения проблемы патриотического воспитания. Это теоретические сведения о языке на первых уроках в начале учебного года, например, «Общие сведения о языке», « Международное значение русского языка» и др. Использую в целях воспитания упражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа, в которых рассказывается о Родине, о красоте родного края, о героях ВОВ, о подвигах, которые совершаются и в мирное время. И это важно детям знать, что подвиги совершают не только в бою, что каждый из них может стать героем. Дидактический материал должен быть наглядным и доступным. Поэтому я привлекаю и самих учащихся к сбору материала на патриотические темы. Мы с ребятами составляем тематические тексты, подбираем художественные и публицистические тексты, это всё используется в дальнейшем на уроках.
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха. Родина - мать, умей за неё постоять. Жить — родине служить. И др.
Тема “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Тема “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) –
За морем теплее, а у нас светлее. Дым отечества светлее чужого огня .
Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.
В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании.
Пословицы использую при изучении темы «Правописание – тся и — ться в глаголах»
Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться
Можно привести еще множество примеров воспитания чувства патриотизма на своих уроках русского языка и литературы.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты. И когда я вижу результаты своей работы, то радуюсь за детей. Они растут, начинают самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения на проблему, аргументировать, спорить, доказывать, пусть иногда ошибочную, но именно свою собственную. Моя душа наполняется гордостью за себя и своих детей.
Мы должны развивать в детях чувство патриотизма, преданности своей стране. Мы должны учить детей проявлять особое уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям. Нам здесь жить, от нас зависит будущее нашей страны и как поется в известной песни на стихи П. Синявского « И нет у нас Родины, кроме России».
© 2020, Парфенова Ирина Геннадьевна 156