СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Занятие №1 "Основные понятия языка Pascal. Структура программы. Операторы ввода-вывода. Оператор присваивания».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Знакомство с основными понятиями языка Turbo-Pascal. Выработка навыков работы в Turbo-Pascal. Решение практических задач с использованием операторов ввода-вывода и оператора присваивания.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
План работы учащегося
Язык Т. Паскаль разработан в 1968 – 71 гг. Никлаусом Виртом, профессором швейцарского университета.
алфавит Turbo Pascal:
Основные элементы Паскаля:
Идентификатор – последовательность латинских букв, арабских цифр, знаков подчёркивания. Начинается с латинской буквы. Длина до 127 символов. Используется в качестве имён переменных, меток, программ и подпрограмм. Нельзя в качестве идентификаторов использовать зарезервированные слова.
Зарезервированные слова – слова, используемые в операторах, названиях операций, функций и т. п. Всего их около 80. Например, begin, sin, while.
Константы – постоянные величины. Встречаются числовые (например, 2345, -67, 34.77) и текстовые константы (например, 'const', 'константа'). В числовых константах вместо запятой используется точка. В текстовых константах возможно использование кириллицы. Текстовые константы заключаются в апострофы.
Переменные – это идентификаторы (имена), используемые для обозначения исходных данных и результатов вычислений. Переменные в ходе выполнения программы могут менять значения (например, A, A1, X21,Z).
Выражение – последовательность переменных и числовых констант, объединённых знаками арифметических (арифметическое выражение, например, Pi*r+1/2.5, Х/5 + 2.5 0) или арифметических и логических операций (логические выражения, например, Х + 2.5 = 0, x+1>=12). Выражения всегда записываются в строчку, указывая все арифметические операции, включая знак умножения. Математическое выражение –3x3 + 0,475x – 45,5 записывается –3*x*x*x+0.475*x–45.5.
Комментарии – это пояснения, вставляемые в текст программы. Комментарий - любой текст, заключённый в { } или (* *). Комментарии не выполняются программой.
Оператор – это инструкция, которую должен выполнить Turbo Pascal. Программа состоит из последовательности операторов.
Операторы. Исполняемые операторы должны заканчиваться «;». Существует несколько типов операторов:
Оператор присваивания – это последовательность из переменной, знака присваивания ( := ) и арифметического выражения. Например, x:=x+1;
Структурный оператор – это оператор, состоящий из нескольких зарезервированных слов и логических проверок. К ним относятся операторы циклов и условные операторы.
Нестандартные операторы – это подпрограммы, оформленные стандартным образом и записанные в библиотеки (модули). Вызываются при указании имени и параметров.
Составной оператор – это группа операторов, заключённая между begin … end;
Begin
Оператор 1; Оператор 2; … Оператор n;
End;
Пустой оператор – оператор Begin End;, не выполняющий никакого действия.
Структура программы:
Заголовок программы (необязателен) |
Program <имя>; |
|
Раздел описаний |
Список используемых модулей |
Uses ...; |
Метки |
Label ...; |
|
Константы |
Const ...; |
|
Типы |
Type ...; |
|
Переменные |
Var ...; |
|
Процедуры |
Procedure ...; |
|
Функции |
Function ...; |
|
Раздел операторов |
Begin
<Операторы программы>
End. |
Переменные. Описание переменных.
Все переменные должны быть описаны с указанием типа:
Var a, b : integer ; f, d, c : read ;
Тип переменных указывается после списка переменных через двоеточие (: ).
Числовые переменные можно описать по-разному, в зависимости от вида (целые, вещественные) и значности чисел:
Целый тип |
||
Byte |
0…255 |
1 байт без знака |
Word |
0 ... 65535 |
2 байт без знака |
ShortInt |
-128…127 |
1 байт со знаком |
Integer |
-32768 ...32767 |
2 байт со знаком |
Longint |
-2147483648 ... 2147483647 |
4байт со знаком |
Вещественный тип |
||
Single |
7-8 значащих цифр -1.5·10-45 ... 3.4·10-48 |
4 байт |
Real |
11-12 значащих цифр -2.9·10-39 ... 2.9·10-38 |
6 байт |
Double |
15-16 значащих цифр -5.0·10-324 ... 1.7·10-308 |
8 байт |
Extended |
19-20 значащих цифр -1.9·10-4951 ... 1.9·10-4932 |
|
Read (<список переменных>);
Readln (<список переменных>);
Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.
При переходе к выполнению этих операторов программа ожидает ввода данных и нажатия клавиши Enter.
Данные, вводимые в разные переменные, разделяются пробелом. Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после ввода информации (выполнения оператора) переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.
Пример записи оператора - Readln(k,t,e);
Оператор Readln; без списка переменных используется для задержки информации на экране до нажатия на клавишу Enter и ставится в конце программы.
Операторы ВЫВОДА текстовой информации на экран :
Write(<список переменных, констант и арифметических выражений>);
Writeln(<список переменных, констант и арифметических выражений>);
Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.
Например, Write(2+У, Х);Writeln (‘A=’, а);Write(а, с);
Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после вывода информации переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.
Переменные типа Real рекомендуется выводить в форматированном виде.
Форматированный вывод - вывод информации с указанием размерности, т.е. после переменной через двоеточие указывается количество символов под все число, а затем, для вещественных переменных, снова через двоеточие число десятичных знаков.
Например: Write(а:5:2,с:6:3); - под а отводится 5 символов, включая точку, знак числа и два десятичных знака величины числа. Знак «+» перед числом при выводе будет опущен. Если в а находится число 2,5678, то выведется на экран: _2.56
Начнем изучение языка Паскаль с конкретных примеров, которые помогут вам почувствовать процесс программирования «вживую». Нашей первой программой будет программа, которая выведет на экран монитора текст. На примере этой программы мы рассмотрим основные правила оформления программы и ее выполнение на компьютере.
Пример 1. Первая программа
Program text1; {заголовок программы, где text1 – имя
Программы (вы придумываете сами). Желательно, чтобы имя программы соответствовало ее содержанию. После каждого предложения на Паскале нужно ставить точку с запятой.
Далее следует тело программы, которое начинается со слова Begin}
Begin {начало программы, здесь не ставят точку с запятой}
Writeln(’Я всемогущий компьютер! Жду ваших команд!’);
{Команда Writeln выводит на экран монитора текст, который заключен в апострофы.
end. {конец программы, здесь обязательно ставят точку}
Важно помнить:
1. Имя программы может содержать произвольное количество латинских букв, цифр, знака подчеркивания и должно начинаться с буквы (знак подчеркивания «_» считается буквой;
2. Нельзя присваивать программам либо данным (величинам) имена зарезервированных в языке программирования слов (например, Begin, end, Write);
3. Команды в программе отделяются друг от друга точкой с запятой «;»;
4. При вводе текста программы с клавиатуры не имеет значения, какие буквы вы используете: строчные либо прописные.
5. В фигурных скобках можно писать комментарии (пояснительный текст, который облегчает понимание программы и не влияет на ее выполнение). Использование в программе комментариев необязательно.
Работа в окне редактирования
Итак, вам надо набрать программу, то есть создать новый файл. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
На экране откроется пустое окно редактирования. Вы его можете изменить по своему усмотрению при сохранении программы.
Набрать в окне редактирования текст программы.
Program text1;
Begin
writeln(’Я всемогущий компьютер! Жду ваших команд!’);
end.
Для выполнения программы надо ввести команду Run – Run или нажать комбинацию клавиш Ctrl+F9.
Задания для самостоятельной работы
1. Что должно быть записано слева от знака := (присвоить)? Что может быть записано справа от этого знака?
2. Что такое идентификатор? Что нельзя использовать в качестве идентификатора?
3. Почему знак умножения в Паскале всегда записывается явно(например, пишут a*t, а не at)?
4. Имеются два числа.
а) Вычислите сумму и разность этих чисел, используя два оператора readln.
б) измените программу так, чтобы использовался один оператор readln.
в) добавьте комментарии к программе.
Для проверки представить два варианта программы.
5. Человеку сегодня исполнилось R лет. Сколько ему дней? Часов? Минут? Секунд? (високосные годы не учитывать)
-80%
© 2015, Рамазанова Валентина Леонидовна 2285