СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первое занятие. "Основные понятия языка Pascal. Структура программы. Операторы ввода-вывода. Оператор присваивания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие №1 "Основные понятия языка Pascal. Структура программы. Операторы ввода-вывода. Оператор присваивания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Знакомство с основными понятиями языка Turbo-Pascal.  Выработка навыков работы  в Turbo-Pascal. Решение практических задач с использованием операторов ввода-вывода и оператора присваивания.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:

Учащиеся должны знать:

  • Основные понятия языка Turbo-Pascal;
  • Структура программы Turbo-Pascal;
  • Операторы ввода-вывода;
  • Оператор присваивания.

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять простейшие программы с использование операторов присваивания, ввода и вывода;
  • Сохранять, загружать и корректировать программы;
  • Работать в редакторе Turbo-Pascal.

План работы учащегося

  1. Внимательно прочитать предложенный материал.
  2. Задать все возникшие вопросы можно по E-mail.
  3. Выполнить максимально возможное количество заданий для самостоятельной работы и отправить их в электронном виде на E-mail. Основные понятия:

Язык Т. Паскаль разработан в 1968 – 71 гг. Никлаусом Виртом, профессором швейцарского университета.

алфавит Turbo Pascal:

  • латинские буквы от A до Z
  • арабские цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
  • знаки препинания . , :  ; ..
  • знаки арифметических операций + – * /
  • знаки логических операций  >  <  =  >= <=  <>
  • специальные символы (   ) {   } [   ] ' := (*   *)

Основные элементы Паскаля:

Идентификатор – последовательность латинских букв, арабских цифр, знаков подчёркивания. Начинается с латинской буквы. Длина до 127 символов. Используется в качестве имён переменных, меток, программ и подпрограмм. Нельзя в качестве идентификаторов использовать зарезервированные слова.

Зарезервированные слова – слова, используемые в операторах, названиях операций, функций и т. п. Всего их около 80. Например, begin, sin, while.

Константы – постоянные величины. Встречаются числовые (например, 2345, -67, 34.77) и текстовые константы (например, 'const', 'константа'). В числовых константах вместо запятой используется точка. В текстовых константах возможно использование кириллицы. Текстовые константы заключаются в апострофы.

Переменные – это идентификаторы (имена), используемые для обозначения исходных данных и результатов вычислений. Переменные в ходе выполнения программы могут менять значения (например, A, A1, X21,Z).

Выражение – последовательность переменных и числовых констант, объединённых знаками арифметических (арифметическое выражение, например, Pi*r+1/2.5,  Х/5 + 2.5 0) или арифметических и логических операций (логические выражения, например, Х + 2.5 = 0,  x+1>=12). Выражения всегда записываются в строчку, указывая все арифметические операции, включая знак умножения. Математическое  выражение  –3x3 + 0,475x – 45,5 записывается  –3*x*x*x+0.475*x–45.5.

Комментарии – это пояснения, вставляемые в текст программы. Комментарий -  любой текст, заключённый в {   } или (*   *). Комментарии не выполняются программой.

Оператор – это инструкция, которую должен выполнить Turbo Pascal. Программа состоит из последовательности операторов.

Операторы. Исполняемые операторы должны заканчиваться «;». Существует несколько типов операторов:

Оператор присваивания – это последовательность из переменной, знака присваивания ( := ) и арифметического выражения. Например, x:=x+1;

Структурный оператор – это оператор, состоящий из нескольких зарезервированных слов и логических проверок. К ним относятся операторы циклов и условные операторы.

Нестандартные операторы – это подпрограммы, оформленные стандартным образом и записанные в библиотеки (модули). Вызываются при указании имени и параметров.

Составной оператор – это группа операторов, заключённая между begin … end;

Begin

Оператор 1; Оператор 2; … Оператор n;

End;

Пустой оператор – оператор Begin End;, не выполняющий никакого действия.

Структура программы:

Заголовок программы (необязателен)

Program <имя>;

Раздел  описаний

Список используемых модулей

Uses ...;

Метки

Label ...;

Константы

Const ...;

Типы

Type ...;

Переменные

Var ...;

Процедуры

Procedure  ...;

Функции

Function  ...;

Раздел операторов

 

Begin

 

<Операторы программы>

 

End.

Переменные. Описание переменных.

Все переменные должны быть описаны с указанием типа:

Var a, b : integer ; f, d, c : read ;

Тип  переменных указывается после списка переменных через двоеточие (: ).

Числовые переменные можно описать по-разному, в зависимости от вида (целые, вещественные) и значности чисел:

Целый тип

Byte

0…255

1 байт без знака

Word

0 ... 65535

2 байт без знака

ShortInt

-128…127

1 байт со знаком

Integer

-32768 ...32767

2 байт со знаком

Longint

-2147483648  ... 2147483647

4байт со знаком

Вещественный тип

Single

7-8 значащих цифр      -1.5·10-45  ...    3.4·10-48

4 байт

Real

11-12 значащих цифр  -2.9·10-39  ...    2.9·10-38

6 байт

Double

15-16 значащих цифр  -5.0·10-324  ... 1.7·10-308

8 байт

Extended

19-20 значащих цифр  -1.9·10-4951  ... 1.9·10-4932

  1. айт

 

  1. Операторы ВВОДА данных в переменные с клавиатуры:

Read (<список переменных>);

Readln (<список переменных>);

Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.

При переходе к выполнению этих операторов программа ожидает ввода данных и нажатия клавиши Enter.

Данные, вводимые в разные переменные, разделяются пробелом. Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после ввода информации (выполнения оператора) переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.

Пример записи оператора - Readln(k,t,e);

Оператор Readln; без списка переменных используется для задержки информации на экране до нажатия на клавишу Enter и ставится в конце программы.

Операторы ВЫВОДА  текстовой информации на  экран :

Write(<список переменных, констант и арифметических выражений>);

Writeln(<список переменных, констант и арифметических выражений>);

Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.

Например, Write(2+У, Х);Writeln (‘A=’, а);Write(а, с);

Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после вывода информации переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.

Переменные типа Real рекомендуется выводить в форматированном виде.

Форматированный вывод - вывод информации с  указанием размерности, т.е. после переменной через двоеточие указывается количество символов под все число, а затем, для вещественных переменных, снова через двоеточие число десятичных знаков.

Например: Write(а:5:2,с:6:3); - под а отводится 5 символов, включая точку, знак числа и два десятичных знака величины числа. Знак «+» перед числом при выводе будет опущен. Если в а находится число 2,5678, то выведется на экран: _2.56

Начнем изучение языка Паскаль  с конкретных примеров, которые помогут вам почувствовать процесс программирования «вживую». Нашей первой программой будет программа, которая выведет  на экран монитора  текст. На примере этой программы мы рассмотрим основные правила оформления программы и ее выполнение на компьютере.

Пример 1.  Первая программа

Program text1; {заголовок программы, где text1 – имя

Программы (вы придумываете сами). Желательно, чтобы имя программы соответствовало ее содержанию. После каждого предложения  на Паскале  нужно ставить точку с запятой.

Далее следует тело программы, которое  начинается со слова Begin}

Begin       {начало программы, здесь не ставят точку с запятой}

 Writeln(’Я всемогущий компьютер! Жду ваших команд!’);

{Команда Writeln выводит на экран монитора текст, который заключен в апострофы.

end.   {конец программы, здесь обязательно ставят точку}

Важно помнить:

1. Имя программы может содержать произвольное количество латинских букв, цифр, знака подчеркивания и должно начинаться с буквы (знак подчеркивания «_» считается буквой;

2. Нельзя присваивать программам либо данным (величинам) имена зарезервированных в языке программирования слов (например, Begin, end, Write);

3. Команды в программе отделяются друг от друга точкой с запятой «;»;

4. При вводе текста программы с клавиатуры не имеет  значения,  какие буквы вы используете: строчные либо прописные.

5. В фигурных скобках можно писать комментарии (пояснительный текст, который  облегчает понимание программы и не влияет на ее выполнение). Использование в программе комментариев необязательно.

Работа в окне редактирования

Итак, вам надо набрать программу, то есть создать новый файл.   Для этого  необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать меню File (например, с помощью мыши).
  2. Выбрать пункт New.

На экране откроется пустое окно редактирования. Вы его можете изменить по своему усмотрению при сохранении программы.

Набрать в окне редактирования текст программы.

Program text1; 

Begin                 

  writeln(’Я всемогущий компьютер! Жду ваших команд!’); 

end.

Для выполнения программы надо ввести команду RunRun или нажать комбинацию клавиш Ctrl+F9.

 

Задания для самостоятельной работы

1.      Что должно быть записано слева от знака := (присвоить)? Что может быть записано справа от этого знака?

2.      Что такое идентификатор?  Что нельзя использовать в качестве идентификатора?

3.      Почему знак умножения в Паскале всегда записывается явно(например, пишут a*t, а не at)?

4.      Имеются два числа.

а) Вычислите сумму и разность этих чисел, используя два  оператора readln.

б) измените программу так, чтобы использовался один оператор readln.

в) добавьте комментарии к программе.

Для проверки представить два варианта программы.

5.      Человеку сегодня исполнилось R лет. Сколько ему дней? Часов? Минут? Секунд? (високосные годы не учитывать)

Категория: Информатика
17.02.2015 21:22


Рекомендуем курсы ПК и ПП