СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плюсы:

1. Возможность подстроить темп обучения под себя

Чаще всего дома царит предсказуемая и спокойная атмосфера. Ученик вырабатывает собственный ритм и придерживается его без дополнительных переживаний, успеет ли он что-то или нет. Кто-то получил больше времени для решения уравнений по математике, кто-то быстрее выполняет задания по английскому и получает дополнительное время на углубленное изучение другой темы или физическую активность. Есть возможность почувствовать, как это круто, когда ритм формирует не школьный звонок и перемены между уроками, а ты сам.

2. Можно выявить слабые стороны ребенка во время обучения и работать над ними

Методологически сильные онлайн-уроки, работа учеников на специальных учебных платформах прозрачно показывают картину, в каких предметах ребенок ориентируется блестяще, а где есть существенные пробелы. Это может стать сюрпризом для родителей, которые раньше озвучивали недовольство школе в целом или учителям о недостаточных успехах ребенка в той или иной сфере знаний.

А еще родители могут понаблюдать за своим чадом и определить, насколько внимателен ребенок во время учебы. Или, наоборот, рассеян и долго не может сконцентрироваться, что негативно влияет на конечный результат. Проблемные точки следует не только выявлять, но и сразу прорабатывать. Очное обучение не позволяет выявить вот такие скрытые проблемы: учителю они часто не видны из-за большого количества подопечных.

3. Повторение — мать учения

Если что-то непонятно, в школе дети часто стесняются попросить учителя объяснить материал еще раз. В онлайне это не проблема: ребенок может прослушать урок или его часть столько раз, сколько нужно, чтобы закрепить знания. Тесты, которые можно проходить несколько раз, прекрасно работают на закрепление изученного. А еще к материалу, изложенному в онлайн-формате, ученик может вернуться в любое время, чтобы освежить в памяти конкретные даты, факты, правила. Особенно удобно это делать, если эти материалы в виде слайдов, презентаций или в аудиоформате, когда можно вернуться к любой секунде лекции.

4. Снижается психическая и физическая нагрузка

Родители школьников-«совят» поддержат этот пункт: не нужно уговаривать чадо подняться с постели как можно быстрее. Ребенок получает возможность проснуться в 8 утра и вливаться в обучение бодрым, без хронических синяков под глазами.

Гладить одежду и собирать рюкзак и ланч в школу; отвечать перед доской, даже если очень плохое настроение или не очень хорошее самочувствие; пытаться быть на одной волне с одноклассниками, а после занятий помогать родителям дома, да еще и успевать выполнить домашку — во время очного обучения эта ответственность на плечах подростков каждый день. «Дистанционка» многие из этих задач снимает, и это снижает уровень стресса школьников. А благодаря экономии времени на логистику у ребенка появляется свободное время для других занятий. Да и врачи подтверждают, что во время домашнего обучения дети меньше болеют: уменьшается количество контактов в школе и транспорте.

5. Навык самообразования

Научиться учиться — топ-навык не только для будущего, а здесь и сейчас. Образовательные эксперты убеждены, что в 2030 году процесс обучения станет непрерывным. Поэтому у нынешнего поколения учеников есть возможность прокачать этот скил, больше учась самостоятельно в условиях правильно организованной «дистанционки».

И еще один тренд, набирающий обороты — персональная образовательная траектория. В онлайне наши глаза и уши поджидают сотни полезных лекций и курсов. Среди них много бесплатных от ведущих мировых университетов. Например, если ребенок — гений в математике и прошел всю программу 10-го класса за несколько месяцев, можно записаться на курс высшей математики. А еще дистанционное обучение позволяет углублять знания в предметах, наиболее интересных детям.

6. Оценки теперь объективные

Истории о родительских войнах с учителями из-за «сознательного занижения оценок» смаковал едва ли не каждый второй родительский чат. А вот электронной системе претензий не предъявишь. Проверка знаний стала автоматизированной, ведь ребенок выполняет тесты, и родители могут сразу увидеть статистику. Есть еще формат проверки заданий с учительскими комментариями — это тоже дает объективное понимание, почему поставлен именно такой балл.

Минусы:

1. Отсутствие социализации

Много того, чему мы учимся с детства, происходит через взаимное обучение. Взросление и ощущение принадлежности к социальной группе — сверхважная составляющая становления для подростков. В онлайне они будто лишены этого.

В обычной жизни дети учатся командной работе, решению конфликтных ситуаций и эффективному взаимодействию друг с другом.

2. Гаджетизация жизни

Обычно уроки в школе продолжаются с 8 до 14, а дальше детей ждут факультативы, спортивные секции. Карантин заставил школьников целыми днями просиживать перед мониторами, а это негативно влияет на зрение. Даже учитывая перерывы на подвижности и отдых. Офтальмологи вообще не советуют детям находиться у экранов более двух часов в сутки. К тому же после обучения дети сразу переключаются на развлекательный контент в гаджетах — это уже стало для многих укоренившейся привычкой. Поэтому время жизни в гаджетах увеличивается почти вдвое.

Учитывая эти реалии, врачи бьют тревогу и подчеркивают, что еще не сформированный скелет ребенка не приспособлен для длительного сидения на месте. Чтобы укрепиться, ему нужны постоянные физические нагрузки.

А еще домашнее пространство переполнено отвлекающими факторами: доступ к телевизору, игрушкам. Самоорганизоваться сложно, особенно младшим детям. В одной и той же комнате они спят ночью, учатся днем, играют вечером. Ничего вокруг не меняется, внимание рассеивается.

3. Родительский контроль

Многие современные родители и без реалий дистанционного обучения пытались контролировать каждый шаг чада. А теперь «сам карантин велел». Мамы и папы могут слишком часто проверять, что и в какой последовательности выполняет ученик, переспрашивать, на каком этапе задания он сейчас, сразу проверять, правильно ли выполнено упражнение или тест. Требуют от ребенка делать все идеально, а если нет — переделать и показать им еще раз. И еще: кто-то вообще просит детей не делать тесты и упражнения без их присмотра. Это делают для того, чтобы улучшить результаты школьника, но вред от такой «помощи» в разы больше.

Чтобы учиться онлайн, дети должны быть сознательными, уметь планировать день и управлять своим временем. Да, эти задания для младших школьников суперсложные, но после первых удачных шагов на пути к самостоятельности стоит отпустить эту ниточку контроля и дать сыну или дочери проявить себя, а не методично воплощать ваши ожидания.

4. Слишком мало практики

Все мы по-разному воспринимаем и усваиваем информацию. Есть аудиалы, визуалы, дискреты, кинестетики. Исследования доказывают, что большинство детей — кинестетики, познающие мир через практический опыт. В онлайне, как правило, не существует практики — одни лишь данные, которые нужно как-то обработать и усвоить. И хорошо, если учитель пытается объяснять тему. Но мы знаем немало случаев, когда детям просто сбрасывают номер параграфа и страницы, и они сами проходят материал. Если что-то непонятно и переспросить у преподавателя нет возможности, не каждый школьник пойдет сам исследовать тему. Отсюда пробелы в образовании.

5. Отсутствие взрослого-авторитета и магии учебного процесса

Для эффективного обучения детям нужен человек, которому они доверяют и в присутствии которого не боятся сделать ошибку. Этот человек должен быть способен создать эффект безопасного пространства, формировать и поддерживать динамику группы, особенно в младших классах. А когда дети сидят в Zoom с выключенным видео, создать атмосферу доверия сверхсложно. Еще хуже, когда связь подвисает и теряются отрывки сказанных учителем фраз. Это влияет на целостность и магию учебного процесса.

6. До сих пор не разработано единой технологии перехода из оффлайна в онлайн

Большинство учителей до сих пор растерянно пожимают плечами, когда спрашиваешь о том, как эффективно интегрировать себя в учебный процесс нового формата. Они всю жизнь преподавали вживую, к новым реалиям никто не был готов. Детям тоже тяжело: они растут в эпоху информационных технологий и им скучно часами слушать преподавателей и записывать конспекты: безразлично, онлайн это или офлайн. Не все педагоги сразу начали использовать возможности онлайна и обогащать учебный процесс с помощью видео, интерактивных викторин. Многим педагогам трудно дались даже уроки в ZOOM. Поэтому сейчас можем только ждать, пока на республиканском уровне введут единую систему с детализированной методологией дистанционного обучения.

08.02.2021 17:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП