СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Профилактика аддиктивного поведения имеет различные модели и формы работы. Самой распространенной моделью является модель запугивания, ориентированная на изложение отталкивающей и устрашающей информации о последствиях употребления психоактивных веществ. Но проведение подобной профилактической работы не является эффективным по нескольким причинам. Все что рассказывает педагог не имеет ожидаемого воздействия.
В связи с этим, на первый план выступает использование позитивно-ориентированной профилактики аддиктивного поведения. В работе используются такие модели как: модель аффективного обучения, модель улучшения здоровья, модель альтернативной деятельности, модель обучения жизненным навыкам. Суть позитивно-ориентированной профилактики в выработке альтернативы аддиктивному поведению в виде здорового образа жизни в широком смысле. Проведение позитивной профилактики особую значимость приобретает в подростковом возрасте, так как именно в этот период начинают формироваться важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики зависимости. При работе с подростками важно учитывать их тягу к общению, выражению себя и своих мыслей. Исходя из этого необходимо построить занятие так, чтобы если не все, то большая часть учащихся могла получить внимание и быть услышанной. Таким образом мы не только располагаем учащихся к самому занятию, активизируем их внимание, но и ведем диалог, который наиболее продуктивен в работе. Оптимальным вариантом для этого является использование такого метода как игра.
В подростковом возрасте игра имеет переходный характер между игрой и серьезным отношением к действительности, и являются специфическим видом деятельности. Другими словами, игра является искусственно сконструированной моделью тех или иных процессов реальной жизни. Не смотря на то, что в подростковом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками, также сохраняются элементы игры. Она позволяет сымитировать жизненные ситуации, отразить модель поведения подростков, наглядно показать существующие стереотипы реагирования в той или иной ситуации, выработать и опробовать новые стратегии поведения, отработать свои внутренние проблемы, противоречия. Важно отметить, что педагог во время игры занимает позицию наблюдателя. Он говорит и делает как можно меньше, предоставляя игрокам самостоятельность в выборе своей позиции и действий. При этом педагог делает акцент как на поведении подростков, так и на их результатах. Так на практике он показывает какой итог, получит подросток при выборе той или иной стратегии поведения.
Во время игры подросток на практике может выразить, проявить себя, свои знания, умения. Создаваемый микромир позволяет экономично по времени и средствам, без риска, воспроизвести определенные ситуации из реальной жизни, то есть подросток без риска для себя (быть осмеянным, нелепо выглядеть и т. д.) может опробовать разные модели поведения и выбрать оптимальную для реализации в жизни. Именно поэтому игра представляет собой один из тех уникальных методов, который помогает ученику справляться с неопределенностью и непростыми жизненными ситуациями.
Еще одним из преимуществ игры является то, что она может дать возможность подростку определить и выразить свои чувства в безопасной обстановке. Педагог может помочь ему научиться их проговаривать и конструктивно выражать. Важность работы заключается в том, что эти навыки снижают риск употребления психоактивных веществ для того, чтобы снять негативные состояния (напряжение, тревогу, злость и т. д.).
Таким образом, можно выделить ряд причин, по которым игра хорошо подходит для работы по профилактике аддиктивного поведения подростков:
Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о том, что игра помещает подростка в ситуацию, которая повторяет те же законы, ограничения и социальные запреты, мотивы поведения, какие существуют в реальной жизни. Применяя этот метод в работе, мы даем возможность подросткам развиваться и изменяться в безопасной обстановке, получать конструктивную обратную связь на свои действия, ошибки и результаты. Именно поэтому игры важно использовать в профилактической работе с подростками.
© 2020, Васильева Елена Валерьевна 592