СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему дети лгут?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ложь — явление настолько обыденное, привычное, что многие лгут, не задумываясь, не мучаясь угрызениями совести. Перед подавляющим большинством людей не стоит вопрос: лгать или не лгать? Не существует сфер человеческой деятельности, в которых мы не сталки­вались бы с обманом. Люди лгут постоянно, везде, в большом и в малом.

Много ли синонимов у слова, правда? Пожалуй, только слова «истина», «объективность».

Еще античные философы пытались дать определе­ние и рассуждать на тему лжи и обмана. Почему люди лгут?

Если говорить о социально-психологических и куль­турных предпосылках нечестного поведения, то у мно­гих народов мы можем увидеть, что обман, хитрость, плутовство воспевается в народных сказках, поощря­ется и расценивается как положительное качество героя. Обратимся к русским народным сказкам: «Маша и медведь», «Вершки и корешки». В них воспевается хитрость, обман.

Проведенный в 2002 году в России опрос детей в возрасте от 3 до 6 лет показал, что позитивно воспринимаются герои сильные, хитрые, ловкие. Этих героев дети оценивают как положительных и идентифицируются с ними. Например, положительным героем сказки «Колобок» называют лису, потому что именно ей удалось перехитрить Колобка. Вспомните народные пословицы и поговорки:

Умная ложь лучше глупой правды (русская).

Ложь, направленная к доброй цели, лучше правды, возбуждающей вражду (таджикская).

Таким образом, с детства дети усваивают моральный принцип: ложь бывает разная. Есть допустимые обществом виды лжи.

Но из всех причин, толкающих человека на ложь, на первое место я бы поставила несовершенство человеческой души. И чем несовершеннее человек, тем чаще он лжет.

Педагогам и родителям нужно знать, что детская ложь не появляется неожиданно и сама по себе. Ребенок учится лгать так же, как учится всему остальному. То есть учится у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не столько слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми. Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как появились первые проявления лжи. Предотвратить и искоренить — задачи разные. Наши рекомендации молодям родителям, которые имеют дело с чистым, искренним созданием, не знакомым с ложью.

1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы, детского сада.

2. Сдерживайте свои обещания, как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только то, что вы действительно сможете выполнить.

3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует нас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения — это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.

4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал.

В 10% случаев вы обнаружите, что, это не ложь, а недоразумение, основанное на особенностях детского восприятия. Не поленитесь и объясните, как все обстоит на самом деле.

В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие.

В 30% — это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно, лгать.

В оставшихся 40% случаев лежат причины, описанные в главе «Почему люди лгут».

5.. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимание на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не ставит цели солгать. Он учится жить, решать проблемы, удовлетворять собственные желания. От вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.

6.Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя», а он — активен, любознателен. И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя». А если ребенок дошкольного возраста — убрать из поля его зрения то, что «нельзя трогать, есть, смотреть».

7.Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать, каким бы серьезным ни был проступок, или вы рискуете больше никогда не услышать правды.

8.Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе шесть лет, а ты уже врешь. Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» — деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду?» «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».

9.Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что вы поняли, что за этим стоит. «Ты, наверное, просто не хочешь спать, поэтому просишь воды?», «Тебе папа запретил, поэтому ты просишь это у меня? Хочешь получить это — иди к папе».

10.Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает игрушки, просит прощения, ищет в магазине именно такие конфеты, которые он съел, извиняется перед учителем за то, что списал, и пр. Если вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие — съесть сладости, получить пятерку, нагуляться и пр., вы закрепили привычку. Это доказывают эксперименты с животными.

Собакам, участвующим в эксперименте, было, запре­щено есть мясо, лежащее в этой же комнате. Если со­баки нарушали запрет, их наказывали в трех случаях:

а) когда они уже съели мясо,

б) когда они только начинали есть мясо,

в) когда они только нюхали мясо.

В дальнейшем собаки из первого и второго экспе­римента всегда, несмотря на последующее физическое наказание, съедали запретное мясо. И только в третьем случае воздерживались.

Задача взрослых — не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз.

11.Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б. Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на 1 рубль. Но если он провинился на 5 копеек, и наказание должно быть соответствующим.

Категория: Психологу
07.02.2016 13:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП