Добрый день уважаемые коллеги, я с радостью приветствую всех участников семинара.
Хочу начать свое выступление с видеофрагмента Ройтберг Михаила Абрамовича, ученого, доктора естественно-математических наук (фрагмент 1)
Проблема качественной подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ становиться сегодня актуальной. Но как, с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по информатике, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение?
Тема моего выступления: «Подготовка к ЕГЭ и ГИА по информатике в образовательном учреждении». Прав был Лев Николаевич Толстой сказав « Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать много, не зная самого нужного».
Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА и ЕГЭ. Подготовка к школьным выпускным экзаменам и в особенности к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит результат.
Единый государственный экзамен существует уже 11 лет, с 2004 года и сложилась устойчивая аудитория обучающихся которые его сдают, это экзамен профильный и сдают его примерно 7% выпускников и это те люди, которые заинтересованы в оценках для того чтобы поступать в высшие учебные заведения, связанные со специальностью информационно-технологического профиля со специальностью связанной с информационно компьютерными технологиями, поэтому этот экзамен достаточно сложен для того чтобы сдавать его не подготовившись, для того чтобы сдать его хорошо требуется специальная подготовка.
Всего в работе 27 заданий, из них 3 - с выбором ответа, 20 - с кратким ответом и 4 задания предполагают развернутый ответ.
Структура содержания экзамена
1. Программирование 25
2. Логика и алгоритмы 23
3. Элементы теории алгоритмов 17
4. Информация и ее кодирование 11
5. Моделирование и компьютерный эксперимент 6
6. Системы счисления 6
7. Технологии поиска и хранения информации 6
8. Архитектура компьютера и компьютерных сетей 3
9. Обработка числовой информации 3
Для учителя информатики подготовка обучающихся к экзаменам по информатике и ИКТ носит довольно широкий, разноплановый характер. Это обусловлено и различным уровнем подготовки обучающихся, и различными условиями изучения непосредственно самого предмета в образовательном учреждении (количества часов, обеспечение техникой, квалификацией самого учителя и т.д.)
Когда речь идет о технологии подготовки к экзамену, то прежде всего нужно отметить, что нет единого универсального решения, а есть типовые варианты, из которых учитель может подобрать себе подходящий. Учитель выступает организатором процесса, обеспечивая его системность, содержательную часть, консультационную и контролирующую. Следует равномерно распределить силы обучающегося и, скорее всего, создать возможность для дополнительных занятий, то есть разработать план подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ с учетом индивидуальных особенностей обучающегося или группы обучающихся. Какое бы мнение педагоги не имели о ГИА И ЕГЭ, приходится работать в рамках существующих обстоятельств и принимать решения: как готовится к экзамену продуктивно, как создать условия для успешной сдачи экзамена выпускниками и самое главное быть готовым к ГИА и ЕГЭ содержательно, методически и организационно.
Большое внимание в своей работе уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ. Только системная работа в течение учебного года позволяют повысить продуктивность и качество подготовки к экзаменам и даст шанс надеяться на положительные результаты сдачи ГИА и ЕГЭ.
Подготовка обучающихся к итоговой аттестации проходит в несколько этапов. На 1 этапе одним из направлений организационно- методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Обучающимся нравится такой метод контроля знаний как тестирование. Его можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ЕГЭ. После выполнения тестов происходит разбор тех тестовых заданий, в которых допущены ошибки.
Одной из проблем при изучении курса информатики является разный уровень знаний ребят. Для кого-то не составит труда выполнить задание (справляются очень быстро), а кто-то осваивают его очень медленно. В таких случаях стараюсь составить задания разных уровней сложности. Для этого систематизирую наработанные материалы по разделам, использую УМК разных авторских коллективов, материалы сети Интернет и различных электронных пособий.
С целью подготовки к ГИА и ЕГЭ рекомендую обучающимся участвовать во всероссийских конкурсах по информатике и ИКТ. Это позволяет им проверить качество своих знаний по информатике, оценить скорость решения ими задач, отработать внимательность при заполнении бланка с ответами. В этом году 22 обучающихся приняли участи в конкурсе по информатике, проводимым Калининградским КИРО «Альбус» (обучающиеся 8-9 классов).
Так как объем учебных часов по информатике в 10-11 классах 1 час в неделю при подготовке к ГИА и ЕГЭ важно придерживаться следующих рекомендаций:
- подготовку к экзамену в формате единых государственных экзаменов начинаю с 8 класса, включая в тесты для проверки знаний задания из ЕГЭ. А изучение основ алгоритмизации и программирования можно заниматься во внеурочное время;
- в классах, изучающих информатику на базовом уровне ( а у нас - это все обучающиеся), проводить тренинговые элективные курсы;
- ни в коем случае не натаскивать детей на определенные типы тестовых заданий из ГИА и ЕГЭ. Это приведет к тому, что увидев «незнакомую задачу, ребенок растеряется и даже не попытается ее решить. Целесообразнее давать основы объемных тем, таких как «Системы счисления», «Кодирование информации», «Логика», «Алгоритмизация и программирование» и проводить контроль знаний, каждый раз включая новый тип задач. При этом обязательно вести рефлексию: если выполняют меньше 80% заданий, необходимо продолжить изучение темы;
- создать собственную рабочую коллекцию полезных ссылок на основные Интернет-источники с материалами для пополнения своей методической и дидактической копилки, а также набор методических пособий, рекомендованных ФИПИ для подготовки к экзамену.
И самое важное, каждому учителю, занимающемуся подготовкой обучающихся к единым государственным экзаменам, необходимо помнить, что только системная работа в течение нескольких лет позволит повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА и ЕГЭ и даст шанс надеяться на положительные результаты сдачи экзаменов.
Спасибо за внимание.