СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подходы к изучению геометрического материала на уроке математики в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическое образование – один из важнейших факторов развития и формирования личности, которое во многом опирается на эмпирический опыт ребенка, приобретенный в дошкольный период и на этапе начального обучения. В целях обеспечения преемственности между начальным, и средним образованием необходимо познакомить детей с основами геометрии, используя их жизненный опыт и развивая математическую интуицию, пространственное воображение, логическое мышление.

Основные задачи изучения геометрического материала в 1-4 классах заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно – практическое значение, и тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии.

Формирование геометрических представлений является важным разделом умственного воспитания, политехнического образования, имеет широкое значение во всей познавательной деятельности человека.

В ФГОС для начальной школы содержится требование к знаниям геометрического материала – длине, площади и единицах их измерений; к умениям пользоваться линейкой для практического измерения длины, вычислять периметр многоугольника и площади прямоугольника и др.

Общее направление, в котором должно проходить изучение геометрического материала, сформулировано так: « процесс изучения геометрического материала, должен быть от начала до конца активным, конкретным, наглядным. Все обучение следует сопровождать практическими упражнениями при этом учащиеся будут воспринимать не только готовые геометрические фигуры и тела, но они сами будут создавать и воспроизводить изучаемые геометрические формы, используя для этого вырезание и наклеивание, моделирование, вырезание разверток и их склеивание, черчение, образование фигур на подвижных моделях, а также путем перегибания листа бумаги ».

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность к восприятию формы. При изучении геометрического материала большое значение придается наглядности практическим работам, и благодаря этому учащиеся развивают свой кругозор к обобщению, абстрагированию, развивают геометрическое воображение и геометрические представления.

Методические вопросы, связанные с формированием и развитием пространственных представлений, в процессе обучения элементам геометрии в начальной школе рассматривались И.И. Аргинской, М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон.

В системе непрерывного математического образования изучению геометрического материала в начальных классах рассматривается как пропедевтический этап систематических курсов планиметрии и стереометрии, изучаемых в старших классах. Поэтому учебный материал по геометрии для начальной школы должен представлять собой единую содержательную линию, изучение которой имеет свои задачи, а не сводиться к роли вспомогательного иллюстрированного материала при изучении арифметики и должен быть равномерно распределен на протяжении всего периода изучения, задача которого формирование пространственных представлений.

Актуальность темы определяется тем, что изучение геометрического материала должно быть целесообразным, т.е. достаточным для формирования у учащихся на его основе пространственных представлений и приемов конструктивно-геометрической деятельности, необходимых для успешного овладения геометрией на последующих этапах обучения.

Цель исследования – изучение особенностей обучения геометрическому материалу младших школьников по различным подходам.

Объектом данного исследования является процесс изучения младшими школьниками геометрического материала на уроках математики.

Предметом исследования является анализ различных подходов к изучению геометрического материала у младших школьников.

Гипотеза исследования: если геометрическую пропедевтику в начальных классах осуществлять целенаправленно и систематически по подходу Л.Г. Петерсон, которая предлагает усиление геометрического содержания за счет большего дополнительного материала, развивающих заданий, то коэффициент усвоения геометрического материала повысится.

В соответствии с целью, проблемой и предметом выделяются следующие задачи исследования:

- выявить требования государственной программы образования к изучению геометрии в начальной школе;

- провести сравнительный анализ различных подходов по изучению геометрического материала в начальном курсе математики;

-подготовка, организация и проведение опытно-экспериментальной работы по изучению геометрического материала в начальной школе;

-сформулировать рекомендации для учителей начальных классов по работе над геометрическим материалом.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- анализ научно-методической литературы, учебников математики для начальной школы;

- наблюдение учебного процесса на уроках математики;

- организация и проведение педагогического эксперимента;

- анализ, выявление эффективности работы, сравнение и обобщение результатов.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы исследования состоит в выполнении сравнительного анализа подходов традиционного, на примере учебника по математике М.И. Моро и одного из альтернативных, на примере учебника Л.Г. Петерсон.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемые нами приемы работы с геометрическим материалом, а также подборка упражнений, разработка фрагментов уроков помогут будущим учителям в реализации выработанных рекомендаций по изучению геометрического материала.

Экспериментальная работа проводилась в МАОУ «СОШ» №10 г. Стерлитамак Республики Башкортостан, с учащимися 3 «А» класса и 3 «Б» класса, обучающихся по УМК «Школа России» и «Перспектива».

Апробация была осуществлена на конференции, посвященной духовно- нравственному воспитанию современной молодежи в условиях глобализации общества, с дальнейшим опубликованием в сборнике трудов Международной очно – заочной студенческой конференции в г.Уфа 28 марта 2015 года, тема доклада: «Подходы к решению текстовых задач геометрическим методом».

В главе 1 выполнен анализ примерной программы по математике для начальной школы и различных подходов по изучению геометрического материала.

В главе 2 приводится описание экспериментальной работы по изучению формирования геометрических понятий у младших школьников.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) с выводами после каждой из них, заключения, списка литературы и приложений.

12.11.2017 17:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!