СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Авторский подход к использованию учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»»
История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения и воспитания. Наука должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию и своевременно реагировать на них.
Проект «Начальная школа XXI века» - плод изысканий творческого авторского коллектива, который указал новый подход к реализации идей развивающего обучения в начальной школе. С такой позиции и я смотрю на работу педагога.
В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Мой опыт работы в начальных классах подтолкнул меня к этой программе, по которой я работаю на протяжении 4-х лет.
Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.
В школе главное лицо для первоклассника - это учитель. От него исходят все основные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с воспитателем детского сада. Не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни.
Продуманная деятельность педагога с опорой на грамотно-построенный комплект помогает детям непринужденно подняться на новую социальную ступень развития.
Как сделать процесс адаптации безболезненным для детей, а учение радостным? Считаю что создателям УМК «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н. Ф. Виноградовой) это удалось. Полностью согласна с точкой зрения разработчиков проекта, что особенно важен адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов.
В программе ярко, последовательно и логически реализовывается принцип природосообразности. В своей работе я придерживаюсь методики предметного обучения предложенной авторами.
Приоритетным в работе считаю:
- использование наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста;
- включение разнообразных приемов игрового метода обучения, как одного из стержневых методов обучения младших школьников;
- введение в учебный процесс ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
1. Познавательные занятия и индивидуальные особенности. (Русский язык)
«У каждого ребенка, - утверждал В. А. Сухомлинский, - мысль развивается своеобразными путями, каждый умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей».
А для этого считаю, нужно создать условия, при которых каждый ученик получает возможность развивать свое умение учиться. Комплект предоставляет возможность мне как учителю строить познавательную деятельность с использованием индивидуальных особенностей. В первую очередь - методика обследования, в которой представлена система заданий, дающая возможность диагностировать.
Проведенная диагностика показала уровень подготовленности к школьному обучению моих первоклассников. Она помогла мне построить план деятельности, корректировать работу и учитывать личную подготовку каждого ученика. Комплект предоставляет для этого немалое разнообразие.
Задания разной степени сложности включают интересную для детей познавательную деятельность, которая осуществляется в форме разнообразных игр, что создает прекрасную почву для формирования мотивов собственного роста, совершенствования своей деятельности.
Результаты познавательной деятельности я выявляла дважды с помощью диагностического обследования.
Работа позволила увидеть, каковы успехи первоклассников, насколько они продвинулись в обучении.
2. Продуктивная деятельность через творчество (Литературное чтение).
Передо мной как учителем встает вопрос: «На каких психических процессах необходимо строить обучение?» Авторы комплекта дают ответ, исходя из положения о том, что в основе сознательного акта учения лежит способность человека к творческому воображению и мышлению.
Принцип природосообразности проекта предусматривает выработку потребности продуктивной деятельности посредством формирования творческих способностей младших школьников. Очень многогранен в этом аспекте предмет «Литературное чтение».
Буквально с первых уроков я стараюсь погружать учащихся в атмосферу творчества и воображения. Мы рисуем словесные портреты героев произведений. Ребята создают иллюстрации к знакомым (стихи А.Барто) и новым (Н.Носов «Живая шляпа») литературным вещам. Также на уроках я применяю немаловажный элемент развития творческих способностей - инсценирование (В.Сутеев «Яблоко»). Работа в этом направлении продолжается на протяжении всех лет обучения. Авторы комплекта предложили для этого исключительный материал: народный фольклор, творения классиков русской и зарубежной литературы; произведения разнообразные по жанрам, которые легко и интересно инсценировать.
Приоритетом в УМК является развитие творческой деятельности учащихся. Хорошо удается выполнение этого направления на уроках «Литературное чтение». Все это благотворно и созидательно сказывается на процессе обучения и приносит свои плоды.
3. Конкретность, наглядность плюс пространственное воображение. (Математика).
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. У ребенка появляются логически верные рассуждения. Однако, строя их, ученик опирается пока на конкретный наглядный материал. Авторами не забыта характерная возрастная особенность детского мышления – его конкретность.
Геометрические знания помогают развивать пространственное воображение и в то же время формируются с опорой на наглядность и конкретность, что крайне необходимо в младшем школьном возрасте. В программе по математики УМК этот материал расположен грамотно и последовательно. Мы знакомимся с геометрическими фигурами: плоскими и объемными, а также взаимным расположением фигур на плоскости. Из большого числа разнообразных преобразований одним из наиболее интересных и доступных учащимся начальных классов является осевая симметрия. Первоначальное ознакомление детей с этим видом преобразования начинается в 1 классе.
На наших уроках дети делают для себя маленькие открытия – осевая симметрия обнаруживается во многих окружающих предметах. В своей деятельности я практикую выполнение изображения предметов с осевой симметрии, как на уроке математики, так и выполняя работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда (изготовление фигур складыванием, вырезыванием; новогодние гирлянды, снежинки; отпечатки произвольных фигур на листе относительно линии симметрии, изготовление трафаретов).
В 4 классе мои ребята с удовольствием занимаются геометрическими построениями. Во время урока на белом листе бумаги они упражняются в построении параллельных и перпендикулярных прямых, делят отрезки на 2,4,8 равных частей при помощи линейки и циркуля. Проведенная мною диагностика показала степень формирования геометрических умений.
В процессе моделирующей деятельности дети подходят к освоению сложных логических операций, у них формируются предпосылки теоретического мышления. УМК предоставляет мне как учителю разноплановый материал по выработке геометрических понятий и представлений у учащихся и способствует четкому усвоению этого материала детьми.
4. Ее величество – игра (Окружающий мир).
В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость, равенство, лидерство, подчинение, сотрудничество. Игра принимает социальную окраску: дети становятся исследователями, образуют научное общество, клубы по интересам.
На уроках предмета «Окружающий мир» очень уместно применять различные виды игр.
В 1 и 2 классах провожу с детьми сюжетно - ролевые игры: «Семья» (Тема урока «Твоя семья»); «Магазин» (тема «Труд человека»); «Идем в гости» (тема «Поговорим о дружбе»); «В школьной столовой», «Все работы хороши» (тема «Труд человека»).
Дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развитию настойчивости, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. Играя, мои ученики стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни. Например, работая по разделу «Родная страна» в теме «Москва» учащиеся, побывавшие в столице России (Петрунина А., Устимова В.), с удовольствием взяли на себя роль экскурсоводов, помогали учителю знакомить с достопримечательностями этого старинного города и с удовольствием демонстрировали свои фотографии.
В своей практике использую индивидуальные и групповые игры; а также «Окружающий мир» - благодатная нива для применения на уроке игр–упражнений или элементов игры (загадки, игровое действие). Легко входят в структуру урока в УМК дидактические игры.
Чем старше дети, тем все большее место занимает в игре соревнование. Оно развивает у детей умение действовать в коллективе, сообща, нацеливает на общий результат. В 4 классе мои ученики с удовольствием принимают участие в заседании научного сообщества: готовят сообщения, выполняют опыты, делают выводы. Так проходил мой урок по теме «Органы чувств» (обобщающий
Игра – деятельность более чем природосообразная, это социально – педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».
5. Проблема века (ЗОЖ) и предмет «Окружающий мир».
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Начальная школа должна решать важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Мои ученики сами выбрали для себя приоритеты в жизни.
Учет возрастных психологических особенностей, потенциальных возможностей и индивидуального темпа каждого ребенка, который предложен авторами УМК «Начальная школа XXI века» позволяет решать вопросы сохранения физического и психологического здоровья школьников, создавать комфортную учебную среду. Можно без преувеличения сказать, что технология, заложенная в УМК, является здоровьесберегающей.
Курс «Окружающий мир» по комплекту профессора Н.Ф.Виноградовой помогает построить обучение, так что на уроке создаются условия для развития способностей ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Уроки дидактически проработаны. Материал, предложенный в качестве изучения разнообразен, интересен, познавателен. Способствует установлению демократического стиля общения.
Например, урок во 2 классе урок по теме «Что такое семья» был проведен в библиотеке гимназии. В подготовке этого урока приняли участие дети, которые подготовили пословицы и поговорки о семье, небольшие рассказы о своих близких людях, принесли фотографии под рубриками «Вот и вся моя семья», «Моя семья и я».
В 3 классе на уроке по теме «О чем рассказывают вещи» дополнили классную экспозицию «В каждой избушке свои погремушки» предметами, которые дороги и значительны семьям учеников. Эти вещи чаще всего не представляют исторической и материальной ценности, но ребята с любовью и вдохновенно рассказывали о том, как семейные «реликвии» вошли в их жизнь, чем помогают, для чего предназначены.
Такие уроки помогают избегать однообразия, которое влечет за собой быстрое утомление; подача материала с помощью медиапрезентаций, динам.паузы, смена видов работ все это активизирует процесс усвоения новых знаний или закрепление ранее полученных и не ведет к утомлению учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект помогает мне (учителю) осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Обучение в рамках данного УМК снимает проблемы утомляемости, перегрузки, снижения работоспособности моих учеников. Организация педагогической диагностики, предложенная авторами комплекта, позволяет мне проследить динамику успешности обучения. Сравнение результатов показывает, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности в течение учебного года. Это дает мне возможность корректировать процесс обучения. УМК «Начальная школа XXI века» помогает обеспечивать всестороннее развитие детей, сохранять психическое и физическое здоровье учащихся, устраняет разноуровневую подготовку детей к школе, а также ведет индивидуально-дифференцированное обучение.
При соблюдении принципов обучения разработанных проектом «Начальная школа XXI века» каждый ребенок получает от урока массу положительных эмоций, ощущение комфорта, защищенности и испытывает интерес к учебе.
Результаты деятельности как педагога, личные наблюдения указывают на правильность выбора учебно-методического комплекта.
© 2016, Склярова Наталья Анатольевна 864