СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подросток хамит. Что делать?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практически каждый родитель подростка сталкивался с грубостью и хамством в свой адрес, многие из подростков по-хамски ведут себя по отношению к учителям. Часто при этом в ход идёт даже матерный лексикон. Почему такое происходит и что с этим делать? Ответы читайте в этой статье.

Примерно в возрасте 11-13 лет (у кого-то раньше, у кого-то позже) у подростка появляется критическое мышление. До этого времени он идеализировал мир взрослых, мечтал вырасти и стать его частью. А тут он вдруг понимает, что взрослые не идеальны, что они могут ошибаться и чего-то не уметь, а он сам, наоборот, может что-то уметь, может быть в чём-то прав, может быть в чём-то лучше, чем родители.

Однако мир взрослых не спешить признавать в подростке того, с кем можно общаться на равных, продолжает воспринимать его как ребенка, и по-прежнему общается с ним сверху вниз. Но Раньше, когда у ребенка была иллюзия грандиозности взрослых, такое обращение его устраивало. Теперь всё совсем по-другому. Подросток требует со взрослых (в первую очередь с родителей и учителей), чтобы они общались с ним на равных.

Но почему обязательно хамить? Почему подросток просто не начнёт спокойно и уважительно общаться со старшими? Ведь, если он хочет равноправного общения, то равноправие хамства не подразумевает? Подросток пока ещё не способен к настоящему равноправному общению. Он понимает, что имеет на него право, только на сознательном уровне. Бессознательно же он чувствует себя очень неуверенно рядом с авторитетными для него взрослыми. Если подросток продолжает сохранять уважение к старшим, то он ощущает себя неспособным хоть что-то сказать против них. Поэтому единственной возможностью для подростка отстоять себя перед миром взрослых является обесценивание представителей этого самого мира. В первую очередь обесцениваются наиболее претендующие на лидерство родители и учителя. Подросток даёт родителям новые названия: «предки», «шнурки», «родаки», - и говорит: «Вы ничего не понимаете, вы от жизни отстали, вам вообще уже в музее место рядом с динозаврами».

Многие родители в это время пытаются заставить подростка себя уважать, слушаться и не рыпаться. Кому-то это удаётся, и тогда подросток перестаёт отстаивать себя, начинает подчиняться родителям, тем самым возвращается в более детское состояние, инфантилизируется. По исследованиям учёных 10-15% подростков не проходят подростковый кризис. Что это значит? Это значит что у людей не формируются те навыки и качества, которые должны были сформироваться у подростков. Такие люди даже во взрослости остаются неуверенными в себе, неспособными принимать самостоятельно решения, отстаивать свою позицию, защищать свои границы и уверенно разговаривать с начальством. Все перечисленные проблемы взрослых людей – прямое следствие подавления родителями в подростковом возрасте или чрезмерной родительской опеки.

У других родителей дети оказываются сильнее родительского натиска, у них получается преодолеть родительское сопротивление и отстоять себя, но в этом случае подростковый кризис протекает настолько бурно, что это может представлять реальную угрозу для жизни и здоровья либо самого подростка, либо окружающих его людей. Зачастую этот чрезвычайно бурный подростковый возраст заканчивается благополучно, и такие подростки становятся достаточно успешными людьми. Но может оказаться, что подростковый возраст в таком случае закончится уже в тюрьме или на больничной койке.

Как вести себя родителю, чтобы избежать опасностей обеих крайностей подросткового возраста, и при этом отстоять своё право на уважение со стороны подростка?

  1. Родителю важно первому начать общаться с подростком на равных. Перейти от языка приказов и разрешений, наказаний и похвалы к языку равноправного диалога.
  2. Важно открыто обсуждать потребности подростка и родителя, и осуществлять поиск решений, которые устраивают обе стороны.
  3. Важно научиться использовать конструктивные коммуникативные техники, и полностью отказаться от деструктивных фраз.
  4. Важно разделить, что относится к жизни подростка, а что относится к жизни родителя. Например, какую музыку слушать подростку – решать подростку, это относится к его жизни, и родитель лезть в это не в праве. А в праве родителя потребовать, чтобы подросток слушал эту музыку исключительно в наушниках, если она родителю мешает. Или другой пример: родитель не имеет никакого права вмешиваться в то, какой бардак за дверью комнаты подростка, но имеет полное права требовать, чтобы дверь в его комнату была всегда закрыта, а на кухонном столе, в прихожей и в других местах общественного пользования подросток поддерживал чистоту.

Родитель, на собственном примере учит подростка тому стилю общения, которого так хочет подросток, но к которому пока ещё не способен: учит быть внимательным к интересам другого и одновременно уверенно отстаивать свои интересы и границы. Такое общение позволит многократно снизить традиционное для этого возраста напряжение между родителями и подростками, поможет Вашему подростку сформировать столь важные возрастные новообразования, а также станет залогом истинного уважения подростка к родителю.

16.11.2019 18:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП