СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Понятие и функции связной речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие и функции связной речи.

Как считает А. М. Бородич: «Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей».

Для достижения правильной связной речи необходимо уметь не только отбирать содержание, которое необходимо передать в речи, но и уметь использовать необходимые для этого языковые средства. Необходимо уметь строить сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь ставить логическое (фразовое) ударение, (выделение наиболее важных, ключевых слов), выделять предложения интонацией.

В связную речь входят все достижения ребенка в овладении родным языком – это и звуковая культура речи, грамматический строй речи и словарный запас.

Работа с детьми (индивидуальная) по звуковой культуре речи дает возможность излагать свои мысли выразительно, четко, внятно.

Накапливать необходимый запас слов, овладевать способами выражения и конечно уметь выражать свои мысли более точно, ярче, выразительнее и полно, происходит в ходе словарной работы.

На развитие умения грамотно использовать в своей речи грамматические формы числа, падежа, рода, уметь выражать свои мысли простыми и распространенными предложениями, направлено формирование грамматического строя речи детей.

Известны два вида связной речи – диалогическая и монологическая.

Диалогическая речь включает в себя беседу как минимум двоих людей.

Основные черты диалогической речи:

  • Восклицание;
  • Неполные предложения;
  • Выразительность речи;
  • Жесты, мимика.

В диалогической речи ребенку необходимо не только уметь сформулировать и задать вопрос, но и отвечать на вопрос.

Монологическая речь характеризуется полнотой, развернутостью, яркостью, четкостью. Монологическая речь всегда взаимосвязана, т.е. во всем тексте говорится на одну тематику. При этом говорить необходимо живо и непосредственно.

В монологическую речь входит:

  • Описание
  • Повествование
  • Рассуждение
  • Контаминация (смешанные тексты).
  • Рассказ

Рассказ может быть:

  • Рассказ по игрушкам
  • Рассказывание по картине, серии картин, сюжетные картины
  • Рассказывание из опыта
  • Творческое рассказывание
  • Связные высказывания типа рассуждений

Какие же функции выполняет связная речь? Во-первых: устанавливает связь с окружающими людьми; во-вторых: определяет и регулирует нормы поведения в обществе. Монологическая речь характеризуется полнотой, развернутостью, яркостью, четкостью. Монологическая речь всегда взаимосвязана, т.е. во всем тексте говорится на одну тематику. При этом говорить необходимо живо и непосредственно.

А это очень важное условие для развития личности ребенка.

Отсюда можно сделать вывод: что основная функция связной речи – коммуникативная.

Важная черта монологической речи является ее произвольность и осознанность (уметь пользоваться языковыми средствами).

04.06.2018 16:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!