СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Личность человека сама по себе очень многогранна и сложна. Внимание социологов, философов и представителей самых различных наук привлекают вопросы, которые связаны с её изучением.
В книге «Деятельность. Сознание. Личность» Алексея Николаевича Леонтьева, есть замечательное высказывание о личности: «этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым» [26].
В книге Лидии Ильиничны Божович «Личность и её формирование в детском возрасте» про личность написаны следующие строки: «… в центре формирования личности стоит процесс «интеллектуализации» и «волюнтаризации» аффективно-потребностной сферы и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека. Наличие такого рода систем делает человека способным к сознательной саморегуляции. Поэтому мы обозначаем понятием «личность» такой уровень психического развития человека, который позволяет ему управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой…, личность не может быть определена через индивидуальные особенности человека».
Центром развития личности является сознание, включающее в себя как интеллектуальные, так и аффективные компоненты. В нем интегрируются все психические новообразования, определяя тем самым личность человека как «высшую психическую систему» (Л.С. Выготский) [42].
Одной из важнейших характеристик личности является форма её активности, которая напрямую связанна с иерархичным строением мотивационной сферы человека: только достигнув такого уровня психического развития, он может действовать в соответствии с сознательно поставленными целями и намерениями, а не следовать непосредственным побуждениям [8].
Исходя, из данного высказывания можно сделать вывод, что для личности характерным становится то, что преобладает активная форма поведения, а не, так называемая, реактивная. Таким образом, появление таких иерархических мотивов может обеспечивать наивысшую устойчивость личности.
Все возрастные этапы психологического развития детей включают в себя внутренние и внешние обстоятельства развития, которые необходимы для формирования внутренней позиции ребёнка в соответствии с его возрастом.
Возрастная психологическая оценка детей обуславливается не отдельными, свойственными, для ребёнка психологическими особенностями, а разной структурой его личности, на каждом возрастном этапе это все его потребности, его сознания и характер отношения к окружающей действительности.
Таким образом, выделяются следующие этапы развития личности [8]:
Первый этап – раннее и дошкольное детство. На этой стадии формирования индивидуума, а это первые месяцы жизни ребёнка, для него на первом месте стоит, то есть является лидирующей в данном возрастном периоде, потребность в появлении новых ощущений. Данная потребность является не насыщаемой – чем больше новых впечатлений получает ребёнок, тем больше возрастает потребность в них.
Удовлетворение потребностей ребёнка во внешних впечатлениях имеет свою силу. Данная сила заключается в том, что когда взрослый удовлетворяет эти потребности то, тем самым приводит ребёнка в социальный мир. В связи с тем, что во всём, что окружает ребёнка, есть частички исторически сформировавшейся формы психической жизни народа, то дети данного периода познают данные формы, и на данной основе формируются общественные формы психики.
Данная потребность на остальных стадиях психического развития детей так же является ведущей. Однако она приобретает новое содержание, новую структуру в деятельности и поведении ребёнка.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра, в ходе которой дети учатся полноценно общаться друг с другом [18]. В ходе сюжетно-ролевой игры они «примеряют» роли взрослых и в условиях игры воспроизводят их деятельность, то есть можно говорить о том, что в игре у детей развивается мотивационно-потребностная сфера, возникают цели, которые связанны с новыми мотивами деятельности и в конечном итоге происходят качественные изменения в психике ребёнка [18].
Второй этап – школьный период. Этот период характеризуется развитием познавательной потребности. Вначале она проявляется как интерес к явлениям и фактам действительности, после к закономерным отношениям и связям, и только потом, проявляется как интерес к новому и известному в определённой области науки [8].
Школьный период включает в себя младший, средний и старший школьные возрасты.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что в данный период учёба является главной деятельностью для детей. И если на первом этапе развития личности ребёнок стремиться к одобрению взрослыми, то этот этап характеризуется стремлением ребёнка к одобрению сверстниками.
Средний школьный возраст – это подростковый период. Для подростков основным условием психологического формирования являются требования, которые предъявляются коллективом и мнение общества. В данном возрасте у детей формируется самооценка.
В статье «Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития» Толстых Т. И. говорится о том, что у подростков «возникает стремление к самостоятельности… Самостоятельность подростка рождает в нём чувство взрослости, именно поэтому уже с этого времени с ним стоит общаться как с равным» [46].
В старшем школьном возрасте главным условием формирования личности является развитие морального и научного мировоззрения. Оно начинает формироваться у детей на ранних этапах развития, но только в данном возрастном периоде представляет собой систему устойчивых нравственных принципов и идеалов.
Понятие личность и её основные характеристики
Личность человека сама по себе очень многогранна и сложна. Внимание социологов, философов и представителей самых различных наук привлекают вопросы, которые связаны с её изучением.
В книге «Деятельность. Сознание. Личность» Алексея Николаевича Леонтьева, есть замечательное высказывание о личности: «этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым» [26].
В книге Лидии Ильиничны Божович «Личность и её формирование в детском возрасте» про личность написаны следующие строки: «… в центре формирования личности стоит процесс «интеллектуализации» и «волюнтаризации» аффективно-потребностной сферы и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека. Наличие такого рода систем делает человека способным к сознательной саморегуляции. Поэтому мы обозначаем понятием «личность» такой уровень психического развития человека, который позволяет ему управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой…, личность не может быть определена через индивидуальные особенности человека» [8].
Центром развития личности является сознание, включающее в себя как интеллектуальные, так и аффективные компоненты. В нем интегрируются все психические новообразования, определяя тем самым личность человека как «высшую психическую систему» (Л.С. Выготский) [42].
Одной из важнейших характеристик личности является форма её активности, которая напрямую связанна с иерархичным строением мотивационной сферы человека: только достигнув такого уровня психического развития, он может действовать в соответствии с сознательно поставленными целями и намерениями, а не следовать непосредственным побуждениям [8].
Исходя, из данного высказывания можно сделать вывод, что для личности характерным становится то, что преобладает активная форма поведения, а не, так называемая, реактивная. Таким образом, появление таких иерархических мотивов может обеспечивать наивысшую устойчивость личности.
Все возрастные этапы психологического развития детей включают в себя внутренние и внешние обстоятельства развития, которые необходимы для формирования внутренней позиции ребёнка в соответствии с его возрастом.
Возрастная психологическая оценка детей обуславливается не отдельными, свойственными, для ребёнка психологическими особенностями, а разной структурой его личности, на каждом возрастном этапе это все его потребности, его сознания и характер отношения к окружающей действительности.
Таким образом, выделяются следующие этапы развития личности [8]:
Первый этап – раннее и дошкольное детство. На этой стадии формирования индивидуума, а это первые месяцы жизни ребёнка, для него на первом месте стоит, то есть является лидирующей в данном возрастном периоде, потребность в появлении новых ощущений. Данная потребность является не насыщаемой – чем больше новых впечатлений получает ребёнок, тем больше возрастает потребность в них.
Удовлетворение потребностей ребёнка во внешних впечатлениях имеет свою силу. Данная сила заключается в том, что когда взрослый удовлетворяет эти потребности то, тем самым приводит ребёнка в социальный мир. В связи с тем, что во всём, что окружает ребёнка, есть частички исторически сформировавшейся формы психической жизни народа, то дети данного периода познают данные формы, и на данной основе формируются общественные формы психики.
Данная потребность на остальных стадиях психического развития детей так же является ведущей. Однако она приобретает новое содержание, новую структуру в деятельности и поведении ребёнка.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра, в ходе которой дети учатся полноценно общаться друг с другом [18]. В ходе сюжетно-ролевой игры они «примеряют» роли взрослых и в условиях игры воспроизводят их деятельность, то есть можно говорить о том, что в игре у детей развивается мотивационно-потребностная сфера, возникают цели, которые связанны с новыми мотивами деятельности и в конечном итоге происходят качественные изменения в психике ребёнка [18].
Второй этап – школьный период. Этот период характеризуется развитием познавательной потребности. Вначале она проявляется как интерес к явлениям и фактам действительности, после к закономерным отношениям и связям, и только потом, проявляется как интерес к новому и известному в определённой области науки [8].
Школьный период включает в себя младший, средний и старший школьные возрасты.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что в данный период учёба является главной деятельностью для детей. И если на первом этапе развития личности ребёнок стремиться к одобрению взрослыми, то этот этап характеризуется стремлением ребёнка к одобрению сверстниками.
Средний школьный возраст – это подростковый период. Для подростков основным условием психологического формирования являются требования, которые предъявляются коллективом и мнение общества. В данном возрасте у детей формируется самооценка.
В статье «Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития» Толстых Т. И. говорится о том, что у подростков «возникает стремление к самостоятельности… Самостоятельность подростка рождает в нём чувство взрослости, именно поэтому уже с этого времени с ним стоит общаться как с равным» [46].
В старшем школьном возрасте главным условием формирования личности является развитие морального и научного мировоззрения. Оно начинает формироваться у детей на ранних этапах развития, но только в данном возрастном периоде представляет собой систему устойчивых нравственных принципов и идеалов.
© 2022, Редок Татьяна Васильевна 661