СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о творческих способностях и особенности их развития у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я.А. Пономарёв дал определение творчества - "взаимодействие, ведущее к развитию. В самом широком смысле он рассматривал взаимодействие людей между друг другом. [1]

В философском понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который "приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество - есть творчество из ничего".

В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью:

- зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн;

- способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними. [2]

В педагогике и психологии термин "творчество" рассматривается в контексте понятия "творческая деятельность". Уникальная творческая деятельность является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, можно сказать, что механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности.

В современных психолого-педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности». Многие исследователи судят о творческих способностях по отношению детей к творчеству, по наличию у них художественных способностей, по уровню проявления творческих действий и продуктивности деятельности.

Н.С. Лейтес, соединяя понятия «творчество» и «способности», говорит о способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности.[3]

Творческие способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность реализации нестандартного решения познавательных задач.

В трудах современных исследователей (Т.А. Барышева, Д. Богоявленская, В.А. Шекалов и др.) творческие способности определяются как креативность («творческость»). Они рассматриваются как:

  • умение творчески мыслить;
  • гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления;
  • нестандартность, неординарность в решении проблем;
  • возможность прогнозирования;
  • способность к созданию нового, идеального;
  • желание проводить исследовательскую деятельность;
  • положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом.

Указанные компоненты наиболее полно отражают особенности творческой личности.

Творческие способности относятся к особому типу генерализованных способностей, сочетающих в себе познавательный, мотивационный и коммуникативный компонент.

Э.А Голубева рассматривает творческие способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру. Согласно ее представлениям, творческие способности можно представить как систему, включающую следующие компоненты:

  • биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
  • интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать и решать новые проблемы;
  • высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображения и др.[4]

Так, Э.А. Голубева рассматривает детское творчество как результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Условно она выделяет три уровня художественной одаренности:

  • эстетическая позиция личности;
  • творческое воображение;
  • совокупность специальных знаний, умений и навыков.

Выдающийся психолог Л.С. Выготский считает: «Воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими». [5]

Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей.

Главной точкой зрения среди исследователей является предположение, что креативные люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям.

Наличие методической литературы и исследование реального состояния проблемы, посредством анализа уроков в школе доказывают, что проблема существует.

Исследуя труды многих авторов можно прийти к выводу, что творческие способности необходимы ребёнку, они несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развития его индивидуальности.

[1] Ушаков Д. В. Психология творчества. Школа Я. А. Пономарева-М: Институт психологии РАН, 2006г. – с.624

[2] Лук А.Н. Учить мыслить – М.: Знание, 1975. - с.93

[3] Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.; Воронеж, 1997. с 448

[4] Голубева Э. А. Способности. Личностью Индивидуальность - Дубна: Феникс+, 2005. - с 512

[5] Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Академия,-2011.- с. 55-56.

22.10.2020 01:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП