СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я.А. Пономарёв дал определение творчества - "взаимодействие, ведущее к развитию. В самом широком смысле он рассматривал взаимодействие людей между друг другом.
В философском понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который "приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество - есть творчество из ничего".
В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью:
- зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн;
- способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними.
В педагогике и психологии термин "творчество" рассматривается в контексте понятия "творческая деятельность". Уникальная творческая деятельность является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, можно сказать, что механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности.
В современных психолого-педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности». Многие исследователи судят о творческих способностях по отношению детей к творчеству, по наличию у них художественных способностей, по уровню проявления творческих действий и продуктивности деятельности.
Н.С. Лейтес, соединяя понятия «творчество» и «способности», говорит о способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности.
Творческие способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность реализации нестандартного решения познавательных задач.
В трудах современных исследователей (Т.А. Барышева, Д. Богоявленская, В.А. Шекалов и др.) творческие способности определяются как креативность («творческость»). Они рассматриваются как:
Указанные компоненты наиболее полно отражают особенности творческой личности.
Творческие способности относятся к особому типу генерализованных способностей, сочетающих в себе познавательный, мотивационный и коммуникативный компонент.
Э.А Голубева рассматривает творческие способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру. Согласно ее представлениям, творческие способности можно представить как систему, включающую следующие компоненты:
Так, Э.А. Голубева рассматривает детское творчество как результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Условно она выделяет три уровня художественной одаренности:
Выдающийся психолог Л.С. Выготский считает: «Воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими».
Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей.
Главной точкой зрения среди исследователей является предположение, что креативные люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям.
Наличие методической литературы и исследование реального состояния проблемы, посредством анализа уроков в школе доказывают, что проблема существует.
Исследуя труды многих авторов можно прийти к выводу, что творческие способности необходимы ребёнку, они несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развития его индивидуальности.
© 2020, Гладкова Юлия Игоревна 3314