СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет успешного учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессия педагога — одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывается несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования. Проблема психологии труда учителя, педагогических способностей отражена в работах таких исследователей, как В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Н. Кулюткин, Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, С.В. Кондратьева, М.И. Кашапов, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, В.А. Кан-Калик и др. Человеку, как субъекту профессии деятельности, необходимо обладать системой профессионально важных качеств (ПВК). Так, А.К. Маркова к ПВК педагога относит: педагогическую эрудицию, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую интуицию, педагогическую импровизацию, педагогическую наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическую находчивость, педагогическое предвидение и педагогическую рефлексию. Н.В. Кузьмина выделяет 2 уровня педагогических способностей:перцептивно-рефлексивные, проективные. Первый уровень включает в себя 3 вида чувственности: чувство объекта, связанное с эмпатией, чувство меры и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции. Второй уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. Наряду с профессиональными качествами успешность педагогической деятельности определяется также и личностными качествами учителя. Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптерев отмечал обязательность таких характерных особенностей личности педагога, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, остроумие, артистичность. Кроме того, многие исследователи подчеркивают значимость педагогической направленности, как важного фактора формирования профессионализма учителя. Н.В. Кузьмина понимает педагогическую направленность как стойкий интерес к учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Таким образом, педагог как субъект профессиональной деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно-субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.

В последнее время много говорится о реформировании образования, о модернизации школ, внедрении новых стандартов обучения и современного оборудования. Но главным звеном здесь является учитель. Его влияние на молодое поколение очень важно. С ним дети часто общаются больше, чем с родителями, много времени отдающими работе. Какой же он, идеальный, успешный учитель? Согласно последним, проведенным социологическим исследованиям, образы успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются.

Ученики считают успешным учителя со следующими качествами :

-доброжелательность и понимание

-умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться

-оптимизм

-организованность, активность, энергичность

-неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение

-умение заинтересовать своим предметом

При этом, для учеников личностные качества учителя важны больше, чем профессиональные. То есть, если учитель высоко оценен учениками как личность, они будут любить его и его предмет. И это позволит учителю быть успешным. Хотя коллеги этого учителя могут считать иначе.

Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:

-знание предмета

-умение доходчиво объяснить материал

-владение различными педагогическими приемами

-разумное сочетать требовательности и уважения к учащимся

-четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей

-способность заинтересовать своим предметом

-успехи учеников

-стремление к новациям в обучении

А также, важными для учителей являются здоровье и имидж№ Учитель хочет быть отражением современности и проводником нового. К тому же, в школу сегодня приходят молодые педагоги.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педогогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Категория: Прочее
02.12.2015 10:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!