СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальность. Отечественная система физического воспитания находится в стадии модернизации, обусловленной необходимостью решения главной задачи современного общества - воспитание здорового, физически развитого подрастающего поколения. Одним из наиболее перспективных направлений модернизации школьного физического воспитания является интеграция систем физического воспитания и детско-юношеского спорта. Исследования Бальсевича В.К., Лубышевой Л.И. (1998-2010), Чедова К.В. (2006) и др. показали эффективность использования здоровьеформирующих систем массового физического воспитания и детско-юношеского спорта в средних и старших классах. В основе данных систем, указывают авторы, должны лежать средства и методы спортивной подготовки, приемлемые в физическом воспитании [1, 2, 3]. Проблема исследования заключается в наличии противоречия между необходимостью своевременного развития физических качеств младших школьников, приобщения к активным занятиям физической культурой и спортом и недостаточной разработанности программно-методического обеспечения процесса физического воспитания в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учётом личных предпочтений детей. Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование методики обучения базовым элементам волейбола младших школьников на уроках физической культуры на основе принципов спортивно-ориентированного физического воспитания. Объект исследования – процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – последовательность, сочетание и чередование базовых элементов волейбола в процессе реализации вариативной части программы физического воспитания младших школьников. Задачи исследования: 1. Разработать методику обучения младших школьников базовым элементам волейбола в рамках третьего часа урока физической культуры. 2. Выявить эффективность использования на уроках физической культуры методики обучения младших школьников базовым элементам волейбола. Результаты исследования. Педагогический эксперимент проводился во втором полугодии 2010-2011 учебного года на базе БОУ «Солнцевская общеобразовательная школа» Омской области. В эксперименте приняли участие 13 школьников 2 класса (6 мальчиков и 7 девочек). Методика обучения младших школьников элементам волейбола на уроках физической культуры реализуется в вариативной части программы предмета «Физическая культура» в рамках 3-го часа. В инвариативной части реализуется педагогическая технология физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста» 2004-2009 (М.П. Мухина). В основе педагогической технологии лежит комплексное концентрированное физическое воспитание детей, реализуемое через микроциклы занятий (4 урока физической культуры)рис.1[4]. Рис 1. Структура предварительного эксперимента.
Направленность микроциклов выражается в определенной последовательности обучения видам основных движений в микроциклах и повторению их в каждой четверти. Сопутствующие основным движениям физические качества и координационные способности формируются в соответствие с рекомендациями Л.Т. Майровой (1986), В.Л. Мустаева (1996), В.Г. Хромина, В.Н. Потапова, Е.В. Хромина (2002) и др. При развитии физических качеств внимание уделяется не ограниченному их числу, а всем основным физическим качествам, которые проявляются в основных движениях. Учитывается интерес школьников к физическим упражнениям, трудность в освоении некоторых из них. В качестве базовых элементов волейбола с учетом возрастных особенностей развития детей 8-9 лет выступают: стойки; перемещения, верхняя передача и нижний приём. Распределение учебного материала осуществляется с учетом программного материала инвариативной части программы. Закрепление и совершенствование базовых элементов волейбола проводится на каждом уроке физической культуры (подготовительная, основная или заключительная части) в форме специально подобранных подвижных игр, распределенных в три блока: • подвижные игры, направленные на развитие физических качеств; • подвижные игры технической направленности; • подвижные игры сопряженной направленности (развитие физических качеств и технической направленности). Содержание базовых элементов волейбола вариативной части программы предмета «Физическая культура» в свою очередь также распределено в микроциклы, табл. 2. Направленность микроциклов выражается в определенной последовательности обучения видам основных движений в микроциклах и повторению их в каждой четверти. В первом и втором микроциклах при изучении стоек и перемещений, используются подвижные игры физической направленности. В третьем и четвертом микроциклах при совершенствовании, стоек, перемещений, изучении верхней передачи и нижнего приема используются подвижные игры, сопряженной направленности. Пятый микроцикл (последние дни месяца – начало нового месяца) посвящен контролю за освоением школьниками базовых элементов волейбола, внесению корректив в занятия. Таблица 2 Распределение учебного материала в микроциклах Месяц МКЦ Урок Содержание Январь I 1-2 Разновидности метания П/И с элементами волейбола на развитие физических качеств 4-5 3, 6 Стойки (БУ) Февраль II 1-2 Гимнастические упражнения с элементами гимнастики П/И с элементами волейбола на развитие физических качеств 4-5 3, 6 БУ – перемещения III 1-2 Разновидности лазаний и равновесий П/И с элементами волейбола технической направленности 4-5 3, 6 БУ – стойки и перемещения Март IV 1-2 Разновидности бега и прыжков П/И с элементами волейбола сопряженной направленности 4-5 3, 6 БУ – нижний прием I 1-2 Разновидности метания П/И с элементами волейбола на развитие физических качеств 4-5 3, 6 БУ – нижний прием Апрель II 1-2 Гимнастические упражнения с элементами гимнастики П/И с элементами волейбола на развитие физических качеств 4-5 3, 6 БУ – верхний прием III 1-2 Разновидности лазаний и равновесий П/И с элементами волейбола технической направленности 4-5 3, 6 БУ – верхний и нижний прием Май IV 1-2 Разновидности бега и прыжков П/И с элементами волейбола сопряженной направленности 4-5 3, 6 ПУ – стойки и перемещения V Контроль за освоением базовых элементов волейбола Пятый микроцикл (последние дни месяца – начало нового месяца) посвящен контролю за освоением школьниками базовых элементов волейбола, внесению корректив в занятия. Оценка эффективности освоения школьниками базовых элементов волейбола проводилась по четырех бальной шкале, разработанной в соответствии с рекомендациями Кравчука А.И. (1998), где 3 балла – технически правильное выполнение; 2 балла – наличие нескольких средних технических ошибок; 1 балл – наличие средних и грубых технических ошибок; 0 баллов – невыполнение; искажение техники упражнения [5]. Анализ освоения школьниками базовых элементов волейбола, проведенный по окончании педагогического эксперимента показал, что использование разработанной методики позволяет в рамках уроков физической культуры освоить, табл. 3: • на уровне 3-х баллов всем школьникам стойку волейболиста; • на уровне 2-х баллов: девяти школьникам – перемещения в стойке волейболиста (за исключением 4-х мальчиков); пяти школьникам – верхнюю передачу мяча (три мальчика и две девочки); двум школьникам – приём мяча снизу (девочки) на уровне 2-х баллов. Таблица 3 Среднегрупповые показатели выполнения контрольных упражнений школьниками 2-х классов, балл Контрольные упражнения nобщ=13 (nмал=6, nдев=7) хср ±σ V Стойки, балл 3,0 3,0 0,0 0,0 0 0 3,0 0,0 0 Перемещения, балл 1,7 1,3 0,5 0,5 29 38 2,0 0,0 0 Нижний прием, балл 1,2 1,0 0,4 0,0 33 0 1,2 0,4 33 Верхняя передача, балл 1,4 1,5 0,5 0,5 35 42 1,2 0,4 33 Нижняя боковая подача, балл 1,0 1,1 0,5 0,4 50 36 0,9 0,3 33 Примечание. хср – средний показатель; ±σ – стандартное отклонение;V - коэффициент вариации (%); n – количество детей; над чертой – мальчики, под чертой – девочки.
Вывод. Таким образом, использование методики обучения элементам волейбола на уроках физической культуры позволяет всем школьникам освоить стойку волейболиста на уровне 3-х баллов; более половины из них освоить перемещения в стойке волейболиста и верхний приём мяча на уровне 2-х баллов.
Список литературы 1. Бальсевич, В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. – М., 1997. – №6. – С. 15-25. 2. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – № 6, 1997. – С. 10-13. 3. Чедов, К.В. Школа с новыми уроками физической культуры // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2005. – №5. – С. 62-63. 4. Мухина, М.П. Реализация спортивно-ориентированного физического воспитания в условиях начального физкультурного образования / М.П. Мухина // Материалы I Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Инновации в образовательных системах» (25 декабря 2009г.) под редакцией И.В. Резанович. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – 226с. – С. 58-62. 5. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Часть 2, 3. / А.И. Кравчук. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1998. – 136с.
© 2015, Данилова Лидия Николаевна 1397