СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс__________ Фамилия, имя______________________Дата_________

 

Лабораторная работа

«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Цели: выявить проявления модификационной изменчивости у семян и листьев растений. Научиться составлять вариационный ряд, строить вариационную кривую, вычислять среднюю величину признака, определять норму реакции.

Оборудование: семена или листья растений – 20 шт., штангенциркуль, линейка,

Ход работы

1.

  • Измерьте семена, данные округлите до миллиметров.

  • Расположите данные в порядке нарастания величины данного признака, обозначьте цифрами наиболее часто встречающиеся величины признака получите вариационный ряд.

  • запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу 1.

семена

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

V

варианта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Посчитайте количество семян с одинаковыми показателями длины.  Полученные данные занесите в таблицу 2.  сверху – варианта (длина в мм.) – внизу  количество семян, то есть частота встречаемости

V варианта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P Частота встреч-ти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постройте вариационную кривую – отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

 - по оси абсцисс отложите на одинаковом расстоянии отдельные варианты размеров семян фасоли в нарастающем порядке;

- по оси ординат отложите числовые значения, соответствующие частоте повторяемости каждой варианты

- по горизонтальной оси восстановите перпендикуляры до уровня, соответствующего частоте повторяемости каждой варианты;

- точки пересечения перпендикуляров с линиями, соответствующими частоте вариант, соедините прямыми.

 

 

V Значения признака (в мм.)

 

 

 

 

  1.  
  2. Вычисление нормы реакции.

       Из максимального значения признака вычислите минимальное.  Определите широту   нормы  реакции. 

                 max-min=

 

  1. Определите среднюю величину признака М по формуле:

              (v1 х? p1+v2 x p1+v3 x p1 ….)

      M =  -------------------------------------  ;  где. V1 – варианта    (размер  семян),

                             20                                             Р – частота  встречаемости (число семян)

                                                                                20 – общее количество семян.

         Средний размер семян (листьев) М =

 

  1. Проведите сравнение цифровых данных вариационной кривой и сделайте вывод о частоте встречаемости определенного размера семян фасоли.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Ответьте на вопросы:

1. Как называется полученная вами линия?.......................................................................

2. С каким размером наиболее часто встречаются семена фасоли?...............................

 

Выводы:

1. Длина вариационного ряда свидетельствует о …………………………………………………………………………………………………

2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака является…

…………………………………………………………………

3. Пределы вариационной изменчивости признака ограничены……………………………………………………………………………………………...

 

Категория: Биология
02.01.2015 23:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя