СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на Личность, которая должна обладать целым набором качеств:
-самостоятельность в принятии решений и выборе;
-умение отвечать за свои решения;
-способность нести ответственность за себя и за близких;
-готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
-обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;
-обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний и т.
Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы УУД, овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
В составе основных видов УУД можно выделить:
- Личностные
- Познавательные
- Регулятивные
- Коммуникативные
Личностные УУД включают в себя:
- Самоопределение
- Смыслообразование
- Нравственно – этические нормы
Регулятивные УУД включают в себя:
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль
- Коррекцию
- Оценку
Коммуникативные УУД включают в себя:
- взаимодействие
- отрудничество
- коммуникация
Познавательные УУД включают в себя:
Общеучебные УУД:
- Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- Использование знаково – символических средств (графики, модели, схемы, таблицы);
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- Ориентировка на разнообразие способов решения задач;
- Структурированные знаний
Логические учебные действия:
- Основы смыслового чтения (умение выделять существенную информацию из текстов разных видов)
- Умение осуществлять анализ объектов (выделение существенных признаков)
- Умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
- Умение устанавливать причинно – следственные связи
- Умение строить рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезы и их обоснование
Постановка и решение проблемы:
- Формулирование проблемы
- создание способов решения проблемы
- решение проблемы
В современных условиях задача учителя- показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов и начального, и основного образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования.
Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС, обеспечивающие формирование познавательных универсальных действий
Технологии |
Методы |
Формируемые УУД
|
Проблемное обучение |
Создание проблемной ситуации |
Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы |
Педагогика сотрудничества |
Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение |
Познавательные: логические универсальные действия |
Индивидуально – дифференцированный подход |
Разноуровневые задания |
Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия |
Компетентно – ориентированное обучение |
Исследовательская работа, проектная деятельность |
Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия |
Информационно – коммуникативные технологии |
Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска |
Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.
|
Формирование и развитие познавательных УУД на уроках происходит с помощью различных видов заданий:
• «Найти отличия»
• «Поиск лишнего»
• «Лабиринты»
• «Цепочки»
• Составления схем-опор
• Работа с разными видами таблиц
• Составления и распознавание диаграмм
• Работа со словарями
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
• выделять тип задач и способы их решения ;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Измерение уровня сформированности УУД:
- Выполнение специально сконструированных диагностических задач (оценка сформированности конкретного вида УУД)
- Успешное выполнение учебно – практических задач средствами учебных предметов
- Успешное выполнение комплексных заданий на межпредметной основе.
© 2016, Пионицина Ирина Викторовна 41137