СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование практических умений и навыков обучающихся в процессе изучения географии происходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ.

Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Практическая работа как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Практическая работа может быть и просто тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Можно использовать практически работы и с целью проверки уровня овладения обучающимися основными умениями и навыками, отражёнными в программе.

Практические работы по географии ориентированы на формирование умений:

  1. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений.
  2. Находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы).
  3. Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды).
  4. Составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации.

Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Практическая работа по географии – это общее название разных по образовательным целям учебных работ с обязательным представлением учащимися результатов выполненной работы. По образовательной цели работы могут быть: обучающая, по формированию новых знаний, тренировочная, обобщающая, итоговая (контрольная).

Например: первую практическую работу в 6 классе ребята делают уже на 7 уроке. После того как они познакомятся с темами : «Понятие о плане местности» - здесь ребята узнают, что такое план местности , какими бывают условные знаки. «Масштаб»- из этой темы учащиеся узнают : что такое масштаб, для чего он нужен, какие бывают масштабы.

«изображение на плане неровностей земной  поверхностей»- в этой теме они должны понять , что такое относительная высота, что такое абсолютная высота и  как они  изображаются на листе бумаги . И  только  после  этого как закрепления знаний ребята

строят план школьного двора.

Далее после того как дети изучат географические координаты они выполняют другую практическую работу: Зная географические координаты, найдите данный объект на карте и назовите его. Или наоборот ищут географический объект и называют  географические координаты

Вывод по практической работе. В ходе работы  мы  научились определять по физической карте полушарий координаты географических объектов. Зная координаты географических объектов  мы научились находить место положение данного объекта на карте.

Когда учащиеся 6 класса знакомятся с такими темами как горы и равнины , они также выполняют новую практическую работу, которую я часто использую и 7 классе. «как описать географическое положение гор» или равнин.

В 7 классе когда мы переходим к изучению нового материка , я прошу детей опишите  географическое положение материка. Обязательно описание происходит но плану

1.      Природные особенности страны:

а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность );

в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты );

г) природные зоны;

д) преобладающие почвы;

е) типичные представители растительного и животного мира;

2.      Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

г) какие полезные ископаемые добываются;

д) ведущие отрасли промышленности;

е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Постепенно отвечая на вопросы у детей появляется картинка  про этот материк.

     Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий учащимися. Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условиях, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия .

     В зависимости от цели практической работы следует рассматривать и роль учителя. Если в процессе тренировочной работы учитель индивидуально занимается с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний , то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности. Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям.

     Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий.

     Практика обучения указывает на необходимость совершенствования практической части программы. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся, особенно их умений. Зная определения теоретических понятий, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте.

     Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы географических знаний и умений, решить создавшуюся проблему невозможно обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия.

     Предложенные варианты практических работ могут меняться в зависимости от реально существующих в той или иной школе условий, могут предлагать школьникам более сложные варианты.

     Определенные затруднения вызывает у учителей географии оценка качества выполнения учащимися практических работ. Объективность в такой оценке работ особенно важна в том случае, когда учитель использует практические работы с целью проверки уровня сформированности у учащихся теоретических знаний и практических умений. Предлагаю примерные отметки за качество выполненной работы:

«5» - правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

«4» - погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

«3» - погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

«2» - серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков в оформлении.

 

 

 

Категория: География
23.02.2015 02:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!