СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут. Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье детей.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает:
Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Именно поэтому мы решили акцентировать свое внимание более подробно на рациональном и правильном питание учащихся средней школы.
Актуальность выбранной темы, а именно здоровое питание обусловлено также, важной ролью в формировании здорового образа жизни, во - первых, личным интересом к ней. Здоровое питание – это один из главных факторов, влияющих на правильное развитие растущего организма. Я, как учащаяся средней школы, убедилась в этом сама. Некоторое время назад, проходя медосмотр, у меня обнаружили заболевание органов пищеварения (гастрит). Наряду с приёмом медикаментов мне назначили диету. Теперь я начала правильно питаться и следить за своим здоровьем. Врачи также рассказали мне, что это заболевание распространено у детей в возрасте 10-14 лет. Это обусловлено неправильным, нерегулярным питанием. Многие наши сверстники употребляют вредные для организма продукты, такие как чипсы, сухарики, газированные напитки и т.д. Нам стало интересно узнать, как питаются наши сверстники. Это побудило нас на то, что бы заняться исследовательской работой по теме правильного питания.
Цель нашей исследовательской работы – выявить основные проблемы питания современного школьника, а также найти наиболее приемлемые способы их решения. Основные задачи, которые мы ставим перед собой это:
Для достижения поставленных целей мы применяли: опросы, анкетирование, изучение литературы по теме здорового питания школьника.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ литературных источников по правильному питанию школьников показал, что оно должно быть сбалансированным и оптимальным.
Сбалансированное питание. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма.
Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4. Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
· 7-10 лет – 2400 ккал
· 14-17лет – 2600-3000ккал
· если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Необходимые продукты для полноценного питания школьников. Белки. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.
В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:
·
·
·
·
·
·
Жиры. Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:
·
·
Углеводы. Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.
Необходимые продукты в меню школьника:
· хлеб или
·
·
·
·
·
Витамины и минералы.
Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма. Продукты, богатые витамином А:
·
· сладкий перец;
· зеленый лук;
· щавель;
· шпинат;
·
· плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.
Продукты-источники витамина С:
·
·
· красный болгарский перец;
· цитрусовые;
·
Витамин Е содержится в следующих продуктах:
·
·
· пророщенные зерна пшеницы;
·
Продукты, богатые витаминами группы В:
·
·
·
·
·
· капуста;
· яблоки;
·
·
·
В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
Разобравшись с вопросом о правильном питании школьника, мы решили проверить на деле, каково соотношение желаемого и действительного. Мы предложили принять участие своих сверстников (учащиеся 7-х классов, около 40 человек) в простом анкетировании «Едим ли мы то, что следует есть?». Вопросы анкеты (Приложение №1) были просты и понятны, но в тоже время, позволяли выявить правильность и рациональность в питании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты анкетирования позволили сделать нам выводы:
Получив такие результаты, мы решили провести акцию «Пропаганда ЗОЖ в питании». Нами был выполнен плакат (Приложение №2), который мы продемонстрировали своим сверстникам и который мы повесили у себя в классе. Также проведен ряд мероприятий, в форме игры и активной беседы среди обучающихся младшей школы (1-2 классы, группа продленного дня).
Но на полученных результатах мы не останавливаемся. Нам очень интересна данная тематика, в свете современного времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение №1
«Едим ли мы то, что следует есть?»
Дорогие ребята!
Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Это изречение кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма обеспечиваются энергией и образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все органические и минеральные вещества, необходимые организму, то человек всегда будет здоров. Как питаетесь Вы? Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты.
Отвечайте на вопросы теста индивидуально. Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас. Обсудите результаты с родителями, ведь они организуют ваше питание. Номера выбранных ответов поместите в итоговую таблицу.
Анкета для учащегося ___класса «__» __________________________
Ф.И.
1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз,
2) 1-2 раза,
3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1) да, каждый день,
2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом,
2) сосиску, запеченную в тесте,
3) кириешки или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно,
2) редко, во вкусных салатах,
3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день,
2) 2 – 3 раза в неделю,
3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют,
3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно,
2) 1- 2 раза в неделю,
3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями,
2) серый хлеб,
3) хлебобулочные изделия из муки в/с.
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю,
2) 1-2 раза в месяц,
3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель;
2) чай, кофе;
3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп,
2) в основном картофельное пюре,
3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да,
2) нет.
16. Нравится ли Вам питание в школе?
а) да
б) иногда
в) нет
Приложение №2
© 2015, Коробова Татьяна Ивановна 4607