СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель деятельности классного руководителя создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Деятельность классного руководителя целенаправленный, системный и планируемый процесс, организованный в соответствии с уставом образовательной организации и иных локальных нормативных актов, анализа позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательной организацией, ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
С учетом ранее рассмотренных в данных методических рекомендациях документов различного характера, формирующие государственную политику в области организации воспитания в образовательной организации, можно выделить следующие задачи классных руководителей:
развитие отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
обсечение безопасного информационного пространства для обеспечения развития и воспитания обучающихся;
координация образовательного процесса для повышения образовательных результатов обучающихся;
формирование и развитие каждого обучающего и класса как коллектива;
организация дополнительного образования и внеурочной деятельности;
защита прав и интересов обучающихся;
организация профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров
профилактика травматизма и обеспечение здоровья обучающихся;
профилактика негативных явлений в детской среде;
использование здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни обучающихся;
развитие активной гражданской позиции обучающихся;
обеспечение культурного развития обучающихся.
Классным руководителем могут быть только имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утверждённый приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, (далее – профессиональный стандарт) содержит ряд требований ко всем педагогическим работникам в области воспитания.
Согласно профессиональному стандарту в трудовую функцию педагогических работников входит как «Общепедагогическая функция. Обучение», так «Воспитательная деятельность».
В перечень необходимых знаний для реализации трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» включено знание следующих сфер:
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства;
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи.
Трудовая функция педагогических работников «Воспитательная деятельность» включает следующие трудовые действия:
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации;
Проектирование и реализация воспитательных программ Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Трудовая функция педагогических работников «Воспитательная деятельность» включает следующие необходимые умения:
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
Трудовая функция педагогических работников «Воспитательная деятельность» включает следующие необходимые знания:
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики;
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций).
Кроме этого, в профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах", утверждённого приказом Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1353, входит вид профессиональной деятельности по профессиональному модулю ПМ 03 «Классное руководство», содержащий следующий перечень профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планироваться работу с родителями
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
© 2020, Макерова Ирина Владимировна 193