СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статистика речевых нарушений речи:
50-е годы - 8-17 %
90-е годы - 55,2 %
Настоящее время - 86,3 %
Причинами нарушений речи являются:
Неблагоприятные факторы:
- внешние (экзогенные);
- внутренние (эндогенные);
+ внешние условия окружающей среды.
Причины появления детей с ОВЗ:
Эндогенные: пренатальные, натальные, постнатальные.
Экзогенные:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода.
- Токсикоз - нарушение процесса адаптации организма к беременности.
- Интоксикация - отравление организма ядовитым веществом.
- Резус - конфликт при беременности.
- Гипоксия - патологическое состояние, развившееся под влиянием кислородной недостаточности во время беременности и в родах. В структуре перинатальной смертности гипоксия плода новорожденного занимает 1 место, частота гипоксии плода занимает 4-6 %, а в структуре перинатальной заболеваемости 21-45 %.
2. Родовая травма и асфиксия. Это повреждение тканей органов ребенка, вызванные механическими силами во время родов и целостная реакция на эти повреждения со стороны организма, сопровождающаяся нарушением компенсаторно-приспособительных механизмов.
- Прилежание плода.
- Ускорение и стимуляция родов.
- Кесарево сечение (это 90 % детей с нарушениями речи).
- Асфиксия новорожденного - патологическое состояние новорожденного, обусловленное нарушением дыхания и возникающей вследствие этого кислородной недостаточностью.
ШКАЛА АПГАР
Шкала Апгар - система быстрой оценки состояния новорожденного. Ее разработала американский врач-анастезиолог Вирджиния Апгар в 1952 году.
Шкала Апгар предполагает суммарный анализ пяти показателей, каждый из которых оценивается в баллах от 0 до 2 включительно.
- Кожные покровы - 2 балла - розовая окраска всего тела и конечностей, 1 балл - розовая окраска тела и синюшняя окраска конечностей, 0 баллов - синюшные, бледные.
- Дыхание - 2 балла - глубокое, ритмичное, крик громкий, 1 балл - поверхностное неритмичное, не кричит или слабо кричит, 0 баллов - дыхание и крик отсутствует.
- Частота пульса - выше 100 - 2 балла, ниже 100 - 1 балл, отсутствует - 0 баллов.
- Мышечный тонус - умеренный флексорно-сгибательный - 2 балла, слабый флексорный - 1 балл, выраженная гипотония - 0 баллов.
- Рефлекторная реакция на катетер в носу - кашель или чихание - 2 балла, гримасса - 1 балл, не отвечает - 0 баллов.
Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10. Обычно оценку проводят на первой-пятой минуте после рождения, но могут повторить и позднее, если результаты оказались низкими.
В зависимости от выставленных баллов определяют методы ухода за младенцем:
От 7 до 10 баллов - состояние нормальное, не требующее специального медицинского ухода.
От 4 до 6 баллов - нуждается в медицинском вмешательстве лишь по некоторым показателям.
До 4 баллов - необходима реанимация.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
4. Опухоли и травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушение речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дифициту в развитии речи.
© 2025, Доровская Ольга Владимировна 17